Также впервые стало понятно, как будут приниматься решения о господдержке промышленных предприятий.
Эти планы
публично практически не обсуждаются, но,
судя по некоторым подробностям, попавшим в
СМИ, уже в этом году в России может
возникнуть новая модель экономики, когда
способность предприятия выжить будет
целиком и полностью зависеть от отношения к
нему чиновников. По сути, это возвращение к
модели олигархического капитализма 1990-х.
Спасительные идеи
Неофициально о возможном вхождении
государства в капитал коммерческих банков
говорилось довольно давно. Затем
перспективная идея постепенно стала
озвучиваться представителями власти.
Так, в конце декабря вице-премьер Алексей
Кудрин объявил, что "на цели
докапитализации банковской системы Минфин
готов выделить до $40 млрд". А 27 января
премьер-министр РФ Владимир Путин в
интервью агентству Bloomberg заявил: "Мы
практически обеспечили ликвидность всем
нашим ведущим банкам. Создали систему, при
которой безболезненно может происходить
укрупнение банков и вхождение государства
там, где нужно, в капитал наших финансовых
учреждений".
Наконец, 3 февраля на совещании
правительства, посвященном ситуации в
банковской сфере, Владимир Путин заявил:
"Отечественная банковская система
должна... обеспечить кредитование реального
сектора в необходимых объемах и по
приемлемым, экономически обоснованным
ставкам. Для этого необходимо сформировать
надежную ресурсную базу. А значит,
активизировать привлечение средств на
депозиты. Во-вторых, надо подумать над
возможными способами увеличения
собственного капитала банков, причем не
только государственных, но и коммерческих".
Фактически правительство уведомило
общество о том, что в ближайшее время оно
собирается предпринять интервенцию
государственного капитала в банковский
сектор. При этом масштабы интервенции не
уточнялись. Не обнародован также и список
коммерческих банков, которые могут
претендовать на участие государства в их
капитале. Не были даже обозначены критерии
отбора банков в этот список. Хотя сам "список
Путина для банков" уже существует. В этом
списке 81 банк. Именно к ним, как выразился
выступавший на совещании 3 февраля первый
вице-премьер Игорь Шувалов, "привлечено
пристальное внимание государства". Днем
позже Игорь Шувалов пояснил, что в
государственной программе рекапитализации
банковской системы смогут принять участие
до 50 банков.
По сведениям газеты "Коммерсантъ" (от
4 февраля 2009 года), правительство
рассматривало три варианта вхождения в
банковский капитал. Согласно первому,
государство выкупит допэмиссии четырех-пяти
банков, в которых оно, собственно, уже
присутствует. Во втором счастливчиков
больше -- 30. Рассматривается также вариант
вхождения в капитал путем предоставления
государством субординированных кредитов в
объеме 15% от существующего капитала при
условии, что еще 15% средств внесут
существующие собственники. Именно в этом
случае на госучастие в капитале смогут
претендовать около 50 российских банков.
Впрочем, существует и четвертый вариант --
спасать будут тех, на кого хватит
государственных резервов. А их не так много.
Например, президент Европейского банка
реконструкции и развития Томас Миров 4
февраля сообщил, что "Россия может
потратить накопленные ею за много лет
резервы в иностранной валюте в случае, если
глобальный экономический кризис продлится
дольше 2010 года".
Тени прошлого
Согласно данным ЦБ, на начало 2009 года
совокупный капитал российских банков
составлял 2,5 трлн руб. Если объем вхождения
государства в капитал банков составит
обещанные Алексеем Кудриным $40 млрд, то
правительство сможет претендовать на
дополнительные 32% банковского капитала и на
рост своей доли в банковской системе до 75-80%.
Во время кризиса вхождение государства в
капитал частных банков не является чем-то
необычным. Можно даже сказать, что Россия
идет по американскому пути. Однако формы
такого участия могут быть различными. Выкуп
допэмиссии Сбербанка и ВТБ был единодушно
одобрен экспертами: что ж плохого, если
собственник помогает своему бизнесу?
Однако приобретение государством не
привилегированных (как в США), а
обыкновенных (голосующих) акций
коммерческих банков вызвало неоднозначную
реакцию.
Дело в том, что такое присутствие в
капитале подразумевает участие в
оперативном управлении. То есть
представители государства будут входить в
советы директоров коммерческих банков и
влиять на их политику. Например, указывать,
какой бизнес кредитовать можно (и нужно), а
кому кредита в России не получить.
Сразу возникает ощущение дежавю. Прежде
всего многие еще помнят о 1990-х годах, когда
за кредитом нужно было идти не в банк, а к
чиновнику. И кредит оформлялся только после
звонка чиновника в банк. При этом о
потребительских, ипотечных и автокредитах
чиновники банкам не говорили. Видимо,
потому, что эти потенциальные заемщики до
высоких кабинетов не добирались. Поэтому
вышеперечисленных секторов кредитования в
1990-х годах просто не было. Вместо этого
чиновники постоянно рекомендовали банкам
покупать ГКО. Что банки послушно и делали,
пока деньги у них не кончились. В результате
ни банков, ни ГКО, да и чиновники сменились.
Зато в коррупционном треугольнике "заемщик--чиновник--банк"
родилось и выросло целое поколение
олигархов.
Сегодня события могут развиваться по
сходному сценарию. Например, на прошлой
неделе впервые прошло заседание
госкомиссии под председательством Игоря
Шувалова, на котором рассматривался вопрос
о госпрограмме поддержки ГАЗа, предприятия,
включенного в список стратегических.
Заседание прошло за закрытыми дверями;
помимо чиновников на него попали
представители госбанков-кредиторов и
собственник компании Олег Дерипаска. Между
тем, судя по информации, попавшей в СМИ, цена
вопроса -- более $1 млрд. И кулуарное решение
подобных вопросов де-факто означает
возвращение времен олигархического
капитализма.
Еще одно дежавю -- из времен более ранних,
советских, когда региональные отделения
Госбанка СССР были задействованы в
осуществлении масштабных проектов. В
реальности это означало, что там, где что-то
строилось, колхозы, например, ни при каких
обстоятельствах кредита не получали. Вот
когда оно построится и поступит указание
кредитовать проект мелиорации...
Кроме того, осуществлялась помощь
различным странам, которая оплачивалась
через Внешэкономбанк СССР. При этом ВЭБ
зачастую получал от "братских стран"
не деньги, а лишь многомиллиардные валютные
долги, правопреемницей которых затем стала
Россия. И только за последнее десятилетие
Россией было списано $250 млрд долгов
беднейших стран.
После появления представителей
государства в составе советов директоров
крупнейших частных банков правительство
окажется перед почти непреодолимым
искушением использовать их ресурсы для
финансирования государственных проектов.
Разумеется, нет ничего плохого в том, что
частные банки профинансируют
строительство дорог, мостов или даже
Олимпиаду в Сочи, хотя, конечно,
эффективность государственного управления
подобными проектами вызывает много
вопросов. Проблемы начнутся, если из
патриотических и политических соображений
деньги вновь начнут тратиться на проекты
типа поворота сибирских рек (кстати, этот
проект разморожен). Или на безвозмездную
помощь "братским странам", которых в
последнее время у России становится все
больше.