Страница: 1/2
Однако их участники скептически относятся к этим законопроектам, предрекая неудачу или, в лучшем случае, получение отдачи в далеком будущем.
В этом году власти акцентируют свое
внимание на борьбе с коррупцией как на
одном из важнейших инструментов вывода из
кризиса. Он заставил обратить внимание на
работу не только представителей
государственных силовых структур, но и
чиновников, курирующих экономический и
финансовый блок. Сейчас активно
продвигаются два пакета законопроектов.
Один направлен на ужесточение контроля за
представителями антимонопольных ведомств,
а другой призван навести порядок на
фондовом рынке. "Фондовый" проект
поправок в законодательство направлен на
борьбу с инсайдом, то есть с использованием
конфиденциальной информации, недоступной
другим участникам рынка, в том числе
чиновниками, для торговли акциями в
корыстных целях.
Пока в России ответственность за
использование инсайдерской информации в
корыстных целях не установлена, как и не
определено, кто считается инсайдером. В
этом недавно призналась журналистам
зампредседателя комитета Госдумы по
финансовому рынку Лиана Пепеляева. По ее
мнению, обладание такой значимой
информацией предоставляет
недобросовестным инсайдерам возможность
определенным образом манипулировать
рынком ценных бумаг. Например, зная о
готовящемся слиянии или поглощении,
инсайдеры могут осуществить покупку акций
участвующих в этом процессе компаний. А
потом выгодно их продать после
осуществленного слияния или поглощения,
когда акции выросли в цене.
Законодательством многих стран
манипулирование рынком с использованием
инсайдерской информации строго запрещено и
наказуемо, подчеркнула депутат.
"Инсайд - это как раз частный случай
коррупции на рынке ценных бумаг, -
рассказывает старший инвестиционный
консультант инвестиционной компании "Финам"
Андрей Сапунов. - Так что теперь можно
говорить о продолжении борьбы с коррупцией
в новом сегменте". По его мнению,
предполагаемые в пакете законопроектов
санкции достаточно жесткие. При условии
адекватного, невыборочного применения их
будет вполне достаточно, для того чтобы
навести порядок на фондовом рынке, считает
эксперт.
То, что внимание государства к рынку
ценных бумаг растет, заметили многие его
игроки. По мнению Андрея Сапунова, этот
процесс ускоряет необходимость реализации
концепции, по которой власти собираются
создать в России международный финансовый
центр. Однако нерешенных проблем, в
частности касающихся развития
законодательства и инфраструктуры, все еще
очень много, отмечает эксперт.
Процесс пошел
Приятно, что деятельность властей по
устранению указанных проблем в этом году
перешла в активную фазу. Процесс создания
законодательной базы по борьбе с инсайдом
сдвинулся с мертвой точки. Недавно в первом
чтении был одобрен проект закона о
противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации и
манипулированию ценами. Следующие чтения
не должны заставить себя долго ждать, ведь
премьер-министр Владимир Путин недавно
рекомендовал Госдуме активизировать
работу над этим законопроектом.
Основной его идеей и целью является
совершенствование законодательства,
касающегося использования инсайдерской
информации и манипулирования на финансовых
(включая валютный) и товарных рынках.
Законопроектом вводятся определения
понятий "инсайдерская информация", "инсайдер",
признаков манипулирования рынком, а также
дополнительные требования к раскрытию
инсайдерской информации и правовые
механизмы контроля за ее использованием.
Поэтому, как считает руководитель проекта
БСС "Система Главбух" компании "Актион-Digital"
Елена Авилова, скорейшее принятие этого
законопроекта в условиях нестабильности
финансового рынка совершенно необходимо,
поскольку будет являться пусть не
единственно необходимым, но одним из
способов балансировки этого сектора. Пока
же невозможно управлять ситуацией потому,
что основных понятий, с которыми работает
финансовый сектор, в законодательстве до
сих пор нет, считает эксперт.
Еще одной целью нового закона является
сокращение возможностей чиновников
получать дополнительный доход за счет
доступа к информации, отмечает Андрей
Сапунов. Ведь законопроект об инсайде и
манипулировании направлен на то, чтобы
создать для всех участников рынка равные
условия, что важно как для привлечения
внешних инвесторов, так и для снижения
рисков внутренних. "Впрочем, у инсайда
есть и преимущества, - добавляет эксперт. -
Он делает динамику рынка более плавной,
позволяет избежать больших скачков
котировок". Однако мировая практика,
особенно западная (в Азии отношение к
инсайду толерантное), требует жесткой
борьбы с манипуляторами, уверен Андрей
Сапунов.
Ну а пока законопроект не принят, у
инсайдеров развязаны руки. Конечно, как
отметил Андрей Сапунов, например, у
чиновников, занимающихся регулированием
рынка ценных бумаг, возможностей
использовать инсайдерскую информацию не
так много. А поэтому, даже если
коррупционеры и существуют, скажем, в той же
Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР),
то вреда от них немного. Однако у чиновников,
владеющих отраслевой информацией, инсайдом
о планах Центробанка, в частности по
валютным интервенциям, есть все шансы
выгодно для себя и в ущерб другим игрокам
финансовых рынков использовать свое
служебное положение, считает эксперт.
С другой стороны, уповать на принятие
описанного законопроекта не стоит, уверены
некоторые эксперты. Во-первых, принятие
законопроекта может затянуться. Во-вторых,
новый закон может не работать так, как на
это рассчитывают власти. Такие законы редко
дают незамедлительный эффект по причине
абсолютного отсутствия соответствующего
опыта правоприменения, считает директор
департамента по взаимодействию с органами
власти и профорганизациями биржи РТС
Андрей Салащенко. Но он надеется, что по
мере накопления практики проведения
проверок и применения санкций данный закон
сможет сильно изменить систему отношений,
сложившуюся на российской финансовом рынке.
При этом нельзя отрицать, что сам факт
принятия такого закона и появление
серьезных санкций окажут значительное
воздействие на участников рынка и сильно
уменьшат использование подобных практик,
заключает эксперт.
Но не все столь оптимистичны. Начальник
аналитического управления банка "Петрокоммерц"
Олег Соломин считает, что закон об инсайде и
манипулировании - это еще один штришок к
облику международного финансового центра,
который власти планируют создать в России.
По сути, новый закон будет таким же
атрибутом, как рейтинг "Большой тройки"
или аудиторское заключение, считает
эксперт. По его мнению, имеющихся законов
вполне хватает, чтобы схватить за рукав лиц,
манипулирующих ценами и использующих
служебную информацию.
"Главной причиной продвижения данного
закона было как раз не желание приструнить
беснующихся манипуляторов и зарвавшихся
инсайдеров, а, скорее, очередная "охота на
ведьм", - считает Олег Соломин, - то есть
попытка списать падение фондового рынка на
неких его участников". Власти пытаются
показать, что наша экономика не заслуживает
подобной оценки фондовым рынком и во всем
виноваты жулики, предполагает эксперт.
Получается удачный для чиновников продукт
двойного назначения. С одной стороны, за
этот закон инвестиционное мировое
сообщество должно поставить России "плюсик"
(у нас стало все как у людей), и в то же время
документ обладает хорошей взяткоемкостью (возможны
толкования), заключает Олег Соломин.
В эффективности законопроекта
сомневается и эксперт компании "БКС-Экспресс"
Елена Калиновская: "В Думе говорят, в
законе вводятся понятия инсайдерской
информации, инсайдеров и манипулирования
рынком. Однако неизвестно, насколько
досконально прописаны признаки инсайда".
Ведь дьявол в деталях, считает эксперт. Она
опасается, что при расплывчатой
формулировке под инсайд можно подвести и
действия, не относящиеся к инсайду, и
наоборот. Это значит, что доказать
использование инсайда будет очень трудно.
Несмотря на все опасения и сомнения,
опрошенные эксперты не отрицают, что власти
наконец-то переключили свое внимание с
проблем бизнеса на проблемы коррупции, в
том числе в сфере торговли ценными бумагами.
Только вот многие специалисты сомневаются,
что новые законы смогут радикально
изменить ситуацию с коррупцией.
Генеральный директор Столичной финансовой
корпорации Павел Геннель считает, что
применение мер по борьбе с инсайдерской
торговлей потребует создания отработанной
практики доказывания использования
участником рынка инсайдерской информации в
конкретной сделке, его связи с конкретным
чиновником-инсайдером, обладающим этой
информацией, а также самого факта передачи
чиновником этой информации трейдеру. "Сегодня
некоторые недобросовестные участники
рынка ценных бумаг, возможно, и используют
простые схемы, где связь между инсайдером и
трейдером может быть легко выявлена и
доказана, - предполагает Павел Геннель. -
Однако один-два случая привлечения к
ответственности в рамках новых норм
приведут лишь к незначительным изменениям
этих схем, но в результате этого их "стойкость"
в отношении расследований регулятора
возрастет многократно".
Олег Соломин тоже не верит, что новый
закон о противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации и
манипулированию ценами будет способен
изменить ситуацию. Ведь чиновники
используют куда более простые и
действенные способы обогащения, такие как,
например, откаты на госзаказах, и вполне
успешны даже сейчас, несмотря на кризис,
считает эксперт. По его мнению, и нынешнего
Уголовно-процессуального кодекса вполне
достаточно для квалификации практически
любых преступлений, в том числе в
финансовой сфере.
Есть и другие мнения. Так, главный
экономист управляющей компании "Финам
Менеджмент" Александр Осин считает, что
планирующиеся изменения приведут к
положительному результату. Текущая
переоценка рынка с повышением рисков
инвестиционного и инфляционного характера
- это база для сокращения кратко- и
среднесрочных спекуляций, считает эксперт,
которые просто не имеют смысла, если кратко-
и среднесрочные кредиты дороги.
Соответственно, растет актуальность
долгосрочных проектов и желание игроков
инвестиционного сегмента работать "на
перспективу". Это и есть фундаментальная
база для борьбы с коррупцией, заключает
экономист.