В апреле текущего года правительство должно было приступить к изучению вопросов по снижению налоговой нагрузки с бизнеса.
Об этих планах в начале года с высоких
трибун не говорил разве что ленивый. Но,
похоже, что на кризис можно списать все, и в
первую очередь налоги, которые должны
пополнять доходную часть бюджета. И вместо
снижения налогов бизнес может получить их
прибавку. В ближайшее время должно быть
принято решение по единому социальному
налогу, а вернее, его замене на страховые
выплаты, прибавив к прежней ставке 1-2
процента.
Отметим, что противников фактического
повышения ставки ЕСН нашлось немало в самом
кабинете министров. В минэкономразвития
такое решение считают несвоевременным. В
РСПП склоняются к тому, что при принятии
решения добиться можно будет одного -
зарплаты уйдут в тень и вновь появятся
конверты. Противники нашлись даже в минфине,
который всегда стоял на страже сохранения и
пополнения доходной части казны. В
частности, считает замминистра финансов
Сергей Шаталов, таким образом будут
нарушены принципы налоговой реформы как
таковой. Будет ли достигнут компромисс в
правительстве, пока сказать трудно, так как
бюджет еще как минимум три года будет
верстаться с дефицитом. Но, как выясняется,
найти дополнительные доходы можно, оставив
в покое ЕСН. И это берутся сделать
налоговики.
Федеральная налоговая служба (ФНС) нашла
способ пополнить федеральный бюджет
дополнительными доходами в объеме,
превышающем 900 миллиардов рублей, и найти
еще 400 миллиардов для бюджетов субъектов.
Налоговики уповают на меры по налоговому
администрированию. Под этим эвфемизмом
скрываются и новые налоги, и отмена льгот по
старым. Руководитель ФНС России Михаил
Мокрецов на днях подтвердил, что в
правительство было направлено
соответствующее письмо.
Для начала ФНС предлагает ввести налог на
финансовые операции. Каждое перечисление
денег со счета за товары, работы, услуги, за
покупки имущества, имущественных прав
предлагается обложить налогом по ставке 0,5
процента. Такая мера, пояснил глава
ведомства в интервью "Интерфакс-АФИ",
принесет в федеральный бюджет
дополнительно 400 миллиардов рублей. Налог,
поспешил успокоить ничего не подозревающих
налого плательщиков Мокрецов, предлагается
как временная мера, которая вводится только
на период кризиса и только для юрлиц и
индивидуальных предпринимателей. На личные
платежи рядовых граждан он
распространяться не будет.
Отметим, что это не ноу-хау российских
налоговиков. Такой налог, отмечается в
письме ФНС, направленном в правительство,
применяется в развивающихся экономиках,
доходы которых зависят от цен на мировых
сырьевых рынках. В частности, он введен в
Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Перу. При
этом, отмечают в налоговой службе, в этих
государствах регулирующая функция налога
доминирует над фискальной, так как с его
помощью можно устранить ненужных
посредников и стимулировать прямые
договорные отношения, а также снизить объем
мнимых банковских операций. Еще один плюс
от введения нового налога в том, что за его
счет можно будет финансировать дефицит
пенсионной системы, который сегодня
практически наполовину покрывается из
средств федерального бюджета.
Хотелось бы оговориться: плюсов так много,
что с трудом верится в слова налоговиков о
временном характере фискальной меры. Тем
более что перед налоговой службой глава
российского правительства поставил задачу
пополнения доходов казны. Причем речь в
посланиях главы правительства идет об
улучшении администрирования как такового
без оглядки на кризис. Да и дополнительные
400 миллиардов бюджету не помешают ни при
каком раскладе. Хотя, осторожно отметил
Мокрецов, предложение это очень мягкое, да и
это вопрос дискуссий. Тем более что имеется
и минус - эффект прогрессивного
налогообложения.
Еще 500 миллиардов дополнительных рублей
налоговики намерены собрать за счет
введения регистрации плательщиков НДС,
которую предполагается начать с 2010 года. В
этом вопросе налоговики изучали опыт
работы коллег в Канаде, Австралии, Южной
Корее, Японии. Да и в большинстве
европейских стран такая мера работает уже
не первый год, пополняя доходы бюджетов
этих государств, говорится в письме. Также,
поясняют налоговики, с помощью регистрации
будет проще бороться с коррупцией. Дело в
том, что основную проблему с точки зрения
контроля создает большое число
налогоплательщиков. Сейчас их более 1,6
миллиона. Требуется проверять огромное
количество документов - более 50 миллиардов.
Введение НДС-регистрации позволит, во-первых,
сократить объемы контроля, во-вторых,
отсечь от НДС-оборота фирмы-однодневки. И,
наконец, в-третьих, более пристально
контролировать 220 тысяч налогоплательщиков,
которые обеспечивают 90-процентное
поступление НДС в бюджет. Причем,
отмечается в письме, администрирование и
контроль будут сконцентрированы в зонах
риска, что сократит количество схем
минимизации НДС и потери бюджета.
Процедура регистрации, надеются
налоговики, будет максимально упрощена. Для
того чтобы пройти регистрацию,
налогоплательщик должен будет подать
заявление. Формированием же полного пакета
документа будут заниматься налоговые
органы. При этом, отмечают в ФНС, появление
такой регистрации не новость для
налогоплательщиков, так как этот вопрос был
включен в основные направления налоговой
политики на 2008-2010 годы и изначально
планировалось, что она будет введена с 1
января 2008 года.
Требуется отказаться и от ускоренного
возмещения НДС, считают в налоговой службе,
вернувшись к прежней практике. По мнению
налоговиков, принятые правительством
решения по ускоренному возврату НДС
позволили в четвертом квартале прошлого
года вернуть в экономику 90 миллиардов
рублей, поддержать ликвидность банковской
системы и экспортеров. Однако сокращение
срока по НДС не позволяет завершить
проверку достоверности представленных
документов, а решения о возврате
принимаются без информации о реальном
осуществлении сделок, говорится в письме. А
такая ситуация стимулирует бизнес к
заявлению более значительных сумм к
возмещению, так как полномочия налоговиков
по контролю ограничены принятыми решениями.
При этом, отмечают в ФНС, нефтяные компании
в конце года выплатили дивиденды в размере
более 197 миллиардов рублей, четыре
металлургических комбината - еще 35
миллиардов рублей. Причем выплаты
производились преимущественно зарубежным
акционерам.
36 миллиардов рублей налоговики могут дать
казне за счет отмены пресекательных сроков
взыскания налоговой задолженности, взамен
установив общий срок взыскания налогов,
пеней и штрафов в три года. Схема раньше
выглядела следующим образом: если налог не
был перечислен в срок, то в течение двух
месяцев налоговая служба имела право
взыскать его с предприятия, начислив пени и
штрафы. Теперь срок увеличивается до трех
лет, а объясняют это налоговики тем, что из-за
кризиса у предприятий возникает недостаток
оборотных средств для уплаты налога. И два
месяца не срок, чтобы эти средства
появились. Однако плюс в том, что общий срок
взыскания в пределах трех лет позволит
налоговикам более гибко применять
инструменты урегулирования задолженности.
Предприятия тоже внакладе не останутся в
силу того, что смогут осуществлять
операционную деятельность при временном
недостатке средств на уплату налогов. К
тому же это предложение снижает
вероятность потери имущества и банкротства
предприятий, уверены налоговики. И все бы
ничего, если бы не одно "но" -
увеличение срока, за который будут
начислены пени и штрафы. Ведь капают они за
каждый день просрочки по уплате налогов.
И, наконец, последнее, на что претендуют
налоговики, - банковская тайна. На Неглинной
считают, что предоставление налоговым
органам баз данных Банка России и
Росфинмониторинга о финансовых операциях и
межбанковских расчетах является
обязательным условием. Большинство
зарубежных налоговых администраций, кивают
налоговики на мировой опыт, имеют доступ к
информации банков и они не ограничены
банковской тайной. Если налоговая служба
сумеет проникнуть в "банковскую тайну",
то эффективность контроля за соблюдением
налогового законодательства станет выше, а
доходы бюджета будут стабильнее.
комментарий
Ирина Давидовская, Член Палаты налоговых
консультантов:
- Большинство из предложенных ФНС мер не
способствуют выходу бизнеса из кризиса, а
также являются шагом назад на пути
совершенствования налогового
администрирования. Вновь ФНС выступает
против ускоренного возмещения НДС, хотя
реальное сокращение сроков сегодня - это
высвобождение оборотных средств, ускорение
расчетов. Данная мера давно была обещана
налогоплательщикам, но реальные сроки
возмещения НДС по-прежнему оставляют
желать лучшего.
Представляется неоправданным увеличение
срока взыскания задолженности по налогам,
пеням, штрафам до 3 лет. В настоящее время
Налоговый кодекс содержит достаточно мер,
которые могут быть применены к
налогоплательщику для взыскания налоговой
задолженности. Предлагаемое увеличение
сроков направлено на внесение
неопределенности в налоговые
правоотношения.
Но самым "простым" и негативным для
бизнеса является предложение ФНС по
введению 0,5-процентного налога на
финансовые операции юридических лиц.
Сегодня, когда актуально стоит вопрос о
снижении налоговой нагрузки, ФНС
предлагает ее увеличить. Тем более этот
налог ведет к прогрессивному
налогообложению, поскольку хозяйственные
связи чрезвычайно сложны и между
производителем и конечным потребителем,
как правило, задействована целая цепочка
хозяйствующих субъектов. Эта мера вызовет
реальный рост цен, и даже при ее временном
характере обратного снижения их в
дальнейшем не будет. Кроме того, введение
такого налога будет способствовать
развитию безденежных расчетов,
товарообменных операций, росту
задолженностей, разработке новых схем
ухода от налога и т. д.