Страница: 1/2
В текущем году основным направлением работы лизинговых компаний станет урегулирование просроченной задолженности и совершенствование систем риск-менеджмента.
Рынок лизинга, с 2001 года
демонстрировавший положительные темпы
прироста (в среднем около 68% в год), впервые
сократился. Четвертый квартал, обычно
наиболее продуктивный для рынка лизинга и
приносивший объем сделок, сопоставимый с
первой половиной года, в 2008 году обеспечил
чуть более 1/7 части годовой суммы
контрактов. Новый бизнес на рынке по итогам
2008 года снизился на 27,8% к результату 2007 года.
Сумма новых лизинговых сделок составила 720
млрд рублей (28,95 млрд долларов), а совокупный
портфель лизинговых компаний (платежи к
получению) -- 1390 млрд рублей (см. таблицу 1 ).
Отток инвестиций и сокращение источников
заемных средств заставляют потенциальных
клиентов сокращать программы модернизации.
Снизился спрос не только на корпоративный
автотранспорт, но также и на спецтехнику.
Компании предпочитают направлять
имеющиеся денежные средства в оборот,
избавляясь прежде всего от валютных
обязательств. Рост ставок по кредитам
усугубляет проблемы лизинговых компаний с
финансированием проектов, поскольку
увеличивается стоимость услуг лизинга. Это
приводит к сокращению количества
потенциальных клиентов и проектов, готовых
выдержать рост удорожания.
"На сегодняшний день основными
факторами, влияющими на рынок, остаются
неопределенность развития экономической
ситуации и сроки восстановления
финансового рынка. Тяжелым бременем на
предприятиях лежит долговая нагрузка в
виде кредитов и займов, в первую очередь
валютных, на фоне резкого падения выручки.
Многие клиенты взяли паузу для оценки
перспектив развития рынков, на которых они
работают, и, соответственно, корректировки
собственных инвестиционных программ, в
рамках которых осуществляются и крупные
лизинговые проекты", -- отмечает Андрей
Коноплев, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг".
В 2008 году темпы прироста объема
полученных лизинговых платежей впервые за
три года превысили темпы прироста объема
профинансированных средств (см. график 1 ).
Более того, объем профинансированных
средств стал сокращаться. Это означает, что
большинство лизинговых компаний вынуждены
обслуживать только текущий портфель, не
наращивая объема своей деятельности.
По итогам работы в 2008 году ренкинг
российских лизингодателей возглавила
Лизинговая компания "Уралсиб" (рейтинг
"Эксперт РА" -- А+), поднявшаяся за 12
месяцев на две позиции.
Обеспечить рост бизнеса в нынешних
кризисных условиях компании помогли
широкая филиальная сеть, а также активная
работа по поиску источников финансирования.
В 2008 году объем фактически привлеченного
Лизинговой компанией "Уралсиб"
внешнего финансирования (без учета
открытых, но не использованных лимитов)
составил 599 млн долларов. Был организован
второй выпуск облигаций на сумму 5 млрд
рублей, реализованы сделки связанного
финансирования при участии российских и
зарубежных банков, а также получены прямые
кредиты в российских (Сбербанк, Еврофинанс
Моснарбанк, "Юникредит", Абсолют-банк)
и международных финансовых институтах (Credit
Suisse, John Deere Credit, EDC, KBC
Bank, KFW IPEX Bank).
По сравнению с 2007 годом к вершине ренкинга
в прошедшем году приблизились компании,
работающие в стратегически важных отраслях,
имеющих поддержку государства ("Ильюшин
Финанс Ко", "Газтехлизинг");
работающие с наиболее ликвидным
оборудованием (Europlan, "Скания Лизинг",
"CARCADE Лизинг", "КамАЗ-Лизинг" (рейтинг
"Эксперт РА" -- А), а также компании,
имеющие доступ к финансовым ресурсам
материнских банков (ЛК "Уралсиб", "НОМОС-лизинг",
"ТрансКредитЛизинг").
Произошла рокировка и в сегментах рынка.
Наибольшую долю в новых сделках занял
сегмент грузового автотранспорта. Сегмент
авиатехники занял третье место, лишь
немного уступив железнодорожной технике,
доля которой снизилась почти вдвое (см.
таблицу 3 ). В 2008 году доля авиатехники в
структуре новых сделок увеличилась более
чем в два раза -- с 5,9 до 13,38%, однако
спрогнозировать ее влияние на рынок в
нынешнем году достаточно проблематично.
Банкротства авиаперевозчиков приводят к
высвобождению воздушных судов из
эксплуатации. Если раньше приходилось годы
стоять в очереди, чтобы получить самолет, то
сейчас лизинговые компании согласны идти
на уступки клиентам, лишь бы найти
авиакомпанию, готовую летать. "В условиях,
когда коммерческие банки фактически
перестали кредитовать отрасль,
авиакомпании вынуждены заниматься
реструктуризацией своих задолженностей, и
заключение новых лизинговых контрактов
носит эпизодический характер, -- отмечает
Олег Самохвалов, первый заместитель
генерального директора ЗАО »Страховой
брокер "Малакут". -- В целом же
тенденции российского рынка носят слишком
противоречивый характер, чтобы можно было
предсказать будущее. С одной стороны, мы
видим возможности для роста: снижение
расходов на топливо, персонал, банкротство
конкурентов, обещания государства
поддержать отрасль. Однако с другой стороны,
наблюдаются падение спроса, отсутствие
кредитных ресурсов, пошлины на ввоз
иностранной техники, девальвация рубля,
отсутствие экономичных современных
российских самолетов". Предлагаем услугу авиаперевозки в любой пункт.
Сокращение источников финансовых
ресурсов значительно изменяет структуру
спроса потенциальных лизингополучателей.
Во второй половине 2008 года увеличился спрос
на возвратный лизинг и бывшие в
употреблении предметы лизинга, в то же
время резко сократились заявки на новое
имущество. Наблюдается тенденция отказа
клиентов от импортных поставщиков и
переориентации на российского
производителя. Однако при этом нужно
отметить, что подобная ситуация приведет к
заморозке поставок уникального (не
имеющего аналогов в России) импортного
оборудования ввиду роста цен.
Стесненные в средствах
В конце 2008-го и начале 2009 года наблюдалось
массовое прекращение финансирования
лизинговых компаний банками и,
соответственно, почти повсеместное
приостановление деятельности
лизингодателями.
"Если раньше эффективная ставка по
договору лизинга составляла от 14 процентов
годовых, то сейчас эффективная ставка
составляет от 20 процентов, -- говорит
Анастасия Халилова, генеральный директор
"Москоммерц-Лизинг".
-- Изменения в ценовой политике компании по
предоставлению лизинговых услуг в первую
очередь связаны с повышением стоимости
кредитных ресурсов, что тем не менее делает
лизинговый продукт менее привлекательным.
Но мы также понимаем, что в условиях кризиса
продукт с завышенной маржей лизинговой
компании не дает возможности найти
качественного клиента, который потянет
столь дорогой в обслуживании продукт и
будет адекватно реагировать на прессинг со
стороны финансового кризиса".
В результате сокращения банками
кредитных лимитов доля банковского
кредитования (долгосрочного и
краткосрочного) в источниках
финансирования деятельности
лизингодателей в 2008 году снизилась на 8,8
процентного пункта по сравнению с 2007 годом. При этом выросла доля собственных
средств -- с 9,6 до 10,4%, а также доля авансов -- с
3,2 до 13,1%.
Объем кредитных средств, на которые могли
бы рассчитывать лизинговые компании, в
первые два месяца текущего года был
значительно ограничен высокими
девальвационными ожиданиями (банки
направляли средства на валютный рынок).
Кроме того, девальвация рубля привела к
дополнительному снижению спроса на
лизинговые продукты в связи с отсутствием
уверенности потенциальных клиентов в
достойной рентабельности бизнеса и
возможности отвечать по своим
обязательствам в будущем. Договоры лизинга,
по которым кредиты были получены в валюте,
оказались чрезвычайно убыточными -- в
частности, для тех компаний, которые
согласовали с клиентами графики платежей в
рублях, но в основном для
лизингополучателей.
Девальвация прибыли
Девальвация также сильно повлияет на
прибыльность лизинговых компаний согласно
российской финансовой отчетности -- она
приведет к появлению мнимых убытков, не
отражающих реального финансового
состояния компании. Тем не менее такие
убытки перекроют лизинговым компаниям
доступ к банковским кредитам.
При составлении бухгалтерской отчетности
субъекты экономики должны переоценить по
текущему валютному курсу обязательства,
выраженные в валюте. При этом активы
баланса (предметы лизинга) выражаются в
рублях и не переоцениваются (в отличие от
МСФО). Снижение курса валюты в такой
ситуации создает дисбаланс между объемом
активов и пассивов у компаний, имеющих
значительные валютные обязательства, и
может привести к появлению технического
убытка в финансовой отчетности. Реального
убытка при этом может и не быть, поскольку
лизингодатели, привлекающие валютный
кредит, в целях снижения валютного риска
стараются максимально "отзеркалить"
параметры кредита на клиента, то есть
заключить договор лизинга в той же валюте и
на тот же срок. Таким образом лизинговые
компании обеспечивают себе защиту в случае
изменения валютных курсов и
сбалансированность денежных потоков.