Ничего удивительного, конечно, в этом нет, ведь куда проще заказать нужную тебе вещь на дом или на работу, чем тратить полдня на поездку в "реальный" магазин.
Однако те многочисленные удобства,
которые могла бы подарить нам виртуальная
торговля, разлетаются в прах при
столкновении с российской бедой номер один.
Той самой бедой, которая на букву "д"
и которую в приличном обществе тактично
называют "человеческим фактором".
Казалось бы, имея дело с интернет-
магазином, покупатель полностью избавлен
от общения с некомпетентными продавцами,
бестолковыми менеджерами и хамоватыми
охранниками. Несколько щелчков мышью, пара
нажатых клавиш - и покупка совершена безо
всякого участия обслуживающего персонала.
Ан нет, любой клиент сетевого магазина
вынужден рано или поздно сталкиваться с
таким ярким, самобытным персонажем
российской торговли, как Его Величество
Курьер... И вот тут-то и начинается самое
интересное.
- Недавно я заказывала в интернет -салоне
оптики новые контактные линзы, - делится
наша читательница Марианна. - Курьер должен
был приехать ко мне на работу. В офисе я до
16.00, поэтому попросила его приехать до этого
времени. Несколько раз, заметьте, объяснила,
что если он опоздает, то принимать заказ
будет некому. И что вы думаете? Наступает
назначенный день, время идет к четырем, от
курьера - ни слуху, ни духу. Я несколько раз
звонила ему сама, благо его номер случайно
сохранился у меня на мобильном. Он
повторяет, что немного задерживается, но
будет вовремя. Я решила из принципа
дождаться и... просидела на работе лишних
два часа. Разумеется, никаких извинений я не
получила.
Бывают и противоположные ситуации, когда
курьеры приезжают значительно раньше
назначенного срока, опять-таки ломая своим
клиентам распорядок дня и руша все планы. В
качестве иллюстрации приведу другую
читательскую историю.
- В моей квартире сейчас заканчивается
ремонт, - рассказывает Александр. - Из-за
этого я вынужден жить у родственников на
другом конце города. Мебель и прочие детали
интерьера я решил было заказывать в
интернет- магазинах. Это казалось мне
удобным: оформил доставку на утро, подъехал
на квартиру, встретил курьера и - на работу.
Но вот недавно я приобрел в виртуальном
салоне светильников набор новых люстр и
попросил доставить их на следующий день
ровно к 10 утра. Тем не менее следующим утром
в 8 часов раздается телефонный звонок, и
бодрый голос сообщает мне, что курьер со
светильниками прибыл и ждет у подъезда, но
"почему-то не может войти". Представьте
себе ситуацию - я только проснулся, до
квартиры мне добираться около часа, а
курьера восвояси не отправишь, иначе
придется неделями выяснять отношения с
магазином, доказывать свою правоту, да еще и
люстры заказывать заново. Закончилась
история тем, что я отменил важную встречу,
на всех порах примчался на место, наорал на
курьера, а потом еще и обнаружил, что у одной
из люстр треснул патрон и ее придется
менять.
- Такое впечатление, что курьеров нанимают
в заборостроительном техникуме! -
возмущается Алексей, IT-специалист
небольшой частной компании. - Мне для работы
срочно понадобилась одна деталь для
компьютера взамен сгоревшей.
Я заказал ее на одном известном сайте -
думал, дурак, так будет быстрее. Мало того,
что ее доставили только к вечеру, так она
еще была сломана! Ведь по сути это - печатная
плата, она хрупкая и легко ломается. А этот,
извините, идиот завернул ее в пакетик, сунул
за пазуху и спустился в метро. Был час пик,
его кто-то толкнул, пихнул, а микросхема
взяла и треснула - а много ли ей надо?
Главное, курьер пытался меня убедить, что
магазин не несет ответственности за то, что
у него нет головы на плечах. Но я все-таки
заставил его забрать сломанную деталь, а на
следующее утро мне привезли новую. На этот
раз в коробочке. И на том, как говорится,
спасибо.
Итак, резюме - курьеры работают из рук вон
плохо. Не выполняют своих обязанностей,
препираются с клиентами, портят порученный
им товар. Где же корень зла - или, как
воскликнул в сердцах один бизнесмен, хозяин
небольшого интернет- магазина, "почему
все курьеры - идиоты?!"
Причин по сути всего две: неправильно
организованная работа курьерской службы и
плохо подобранные кадры. Говорить о том,
какие меры должны принимать коммерсанты,
чтобы курьеры выполняли свои обязанности,
здесь бессмысленно. А вот по поводу найма
персонала, пожалуй, стоит сказать несколько
слов. Ведь в конечном итоге любой бизнес
упирается в тот самый "человеческий
фактор". И если в компании контингент
курьеров оставляет желать лучшего, то даже
самые прогрессивные менеджеры не заставят
их работать как следует. Значит, чтобы
разобраться в этой проблеме, нужно в первую
очередь выяснить, где службы доставки
набирают сотрудников.
Здесь существуют три пути: наем "фрилансеров"
(в основном это, конечно, студенты не очень
престижных вузов-лицеев-колледжей);
оформление курьеров в штат организации (с
трудовым договором, соцпакетом, бонусами и
штрафами); сотрудничество со сторонними
курьерскими службами. Самый удачный
вариант с точки зрения надежности и
качества - создание собственной системы
доставки со штатными курьерами, однако это,
понятно, для большинства небольших контор
слишком накладно. Такую роскошь можно
встретить лишь у крупных, хорошо известных
магазинов, которые имеют достаточно
средств и стараются "держать марку".
Вариант со студентами самый дешевый, но
вместе с тем и самый хлопотный, поскольку
ребят, желающих подработать, нужно искать,
инструктировать и постоянно держать под
контролем.
Если же магазин заключает договор со
сторонней организацией, то он вовсе теряет
рычаги контроля за ситуацией.
Предприниматели нередко жалуются на то, что
курьерские службы срывают договоренности и
вообще ведут себя безответственно. Среди
бизнесменов гуляют даже самодельные базы
данных ненадежных служб доставки.
В общем, курьеры в нашем Отечестве - это
отдельная профессиональная каста, подобная
водителям "Газелей". Кто-то из интернет-
коммерсантов в сердцах выдвинул на
профильном форуме предложение - нанимать в
курьеры шуструю молодежь и выдавать им
скейтборды, ролики и велосипеды. Его
коллеги идею поддержали - эффективность
будет такая же, как у обычных работников
службы доставки, зато какая реклама: "наши
курьеры - безбашенные экстремалы!" И -
никаких претензий.