Страница: 1/2
Попробовав приобрести машину по госпрограмме, корреспондент "Денег" убедился в том, что она придумана для отвода глаз.
Цель
программы -- поддержать не спрос на народные
автомобили, а только АвтоВАЗ: заявленные в
перечне иномарки чаще всего или не
вписываются в него по цене, или попросту
отсутствуют в продаже.
Народный автомобиль
Каждая страна в эпоху экономического
торможения спасает свой автопром по-своему.
В США, например, автозаводам выделили $35,4
млрд, а в Германии каждому автомобилисту,
желающему утилизировать свой автомобиль
старше 10 лет, государство доплачивает ?2,5
тыс. Российское правительство пошло другим
путем, решив субсидировать автокредиты на
произведенные в стране автомобили ценой до
350 тыс. руб. Мера, по расчетам Минпромторга,
обойдется государству в 6 млрд руб.
Покупатель сможет получить рублевый кредит
с годовой ставкой 6,33% (Сбербанк) или 9,33% (ВТБ
24 и Россельхозбанк). Ставки разные потому,
что банк кредитует население по
собственной ставке, а государство
доплачивает банку за покупателя автомобиля
8,67% годовых (это две трети ставки ЦБ РФ).
Например, в случае Сбербанка получается,
что из банковских 15% вычитается 8,67%.
На первый взгляд выгодно, ведь в среднем
рублевый автокредит стоит около 20% (если не
учитывать спецпредложений салонов и
производителей). О вступлении программы в
силу госканалы начали рапортовать еще за
неделю до того, как банки стали принимать
заявки на льготный кредит. Быстрее других
на программу среагировал ВТБ 24. 9 апреля он
показательно выдал первый льготный кредит
в России: москвичка Юлия получила
васильковую Skoda. "Для нас запуск
совместной программы такого уровня не
является единичной акцией, опыт уже есть,--
объясняет вице-президент, начальник
управления автокредитования ВТБ 24 Алексей
Токарев.-- Вопросы по льготной программе в
наш call-центр стали поступать еще в феврале,
когда ее обсуждали в правительстве. Обычно
на старт такой масштабной программы
требуется две-три недели. Сейчас кредиты
выдаются уже во всех регионах. Всего по
России будет выдано 90-100 тыс. льготных
автокредитов, из них мы рассчитываем выдать
порядка 35-40 тыс.".
ВТБ 24 за первые четыре дня действия
программы принял уже 370 заявок на новый
продукт. Это, по словам Алексея Токарева,
"быстрая реакция". Сбербанк и
Россельхозбанк не ответили на запрос "Денег"
о том, сколько заявок они получили. Эксперты
отмечают, что у госбанков есть повод для
осторожности: пока ни копейки из бюджета на
субсидирование кредитов им не переведено,
первый транш ожидается только 19 мая. "Мне
кажется, в ближайшие месяц-два банки будут
искусственно сдерживать количество
выдаваемых кредитов по льготной
госпрограмме,-- говорит генеральный
директор Центра автомобильных кредитов
Дмитрий Ерохин.-- Когда банки увидят, что
правительство выплачивает субсидии,
кредиты они будут выдавать намного охотнее".
Путаница в филиалах
Требования к заемщику -- возраст старше 21
года, непрерывный стаж на одном месте
работы больше полугода, белая зарплата. Я
этим критериям соответствую и решаю для
начала попробовать получить ссуду под 6,33% в
Сбербанке.
Хотя я и оценил работу вежливой девушки на
пять (теперь у них такой обычай -- спрашивать
оценку клиента), отделение, в котором можно
оформить господдержку, она назвала
неправильно. Это выяснилось в самом
отделении, где кредита мне не дали, зато
посоветовали обратиться в отделение в
Газетном переулке, что я и сделал. Мне
повезло, что подсказали: отделения в
Газетном переулке не значилось даже в
списке московских отделов кредитования
физических лиц, размещенном на сайте
Сбербанка. А где еще можно подать заявку на
льготный кредит, мне так и не смогли
ответить. В Газетном еще сохранилась
традиция закрываться с двух до трех на обед,
но, когда перерыв кончился, приняли меня
довольно быстро. Увы, я не подошел банку,
потому что официально стаж в моей трудовой
книжке прерывался на 35 дней в декабре 2008
года. Несмотря на то что подтвердить свой
доход я смог и на этот период, заявку у меня
не приняли.
Россельхозбанк будет сговорчивей,
подумал я,-- и ошибся. Банку не понравилось,
что живу в Москве по временной регистрации.
Похоже, все их аграрии прописаны внутри
Садового кольца. Меня отправили по месту
прописки, в тульский филиал. По телефону
тульский Россельхозбанк пообещал принять
заявку и рассмотреть ее за семь дней: "Приходите
хоть сейчас в отделение на проспекте Ленина".
Московский ВТБ 24 на Зубовском бульваре
показался мне ближе.
Хотя некоторая путаница с отделениями
есть и в этом банке (разные сотрудники
говорили мне то о трех, то об одном
отделении, где можно оформить господдержку),
все же удалось выяснить, что дорога одна -- в
филиал на "Парке культуры". Я пришел в 9
утра и еще полчаса дожидался открытия: call-центр
напутал и здесь, на этот раз с расписанием.
Заявку приняли, на это ушло около часа.
Решение о кредите пообещали выдать через
два дня. Сразу посчитали переплату:
проценты по кредиту за два года составят 31,5
тыс. руб., комиссия за выдачу -- еще 6 тыс. руб.
В кредит я получу 245 тыс. руб. -- это 70%
стоимости автомобиля, еще 105 тыс. (30%) я
должен заплатить в качестве
первоначального взноса официальному
дилеру. Еще 10% стоимости автомобиля
придется сразу отдать за страховку. Итого в
самом начале придется заплатить 146 тыс. руб.
Потом 24 месяца (еще один вариант -- кредит на
год, я решил не прибегать к нему) платежей по
11,674 тыс. руб. в месяц, и я расплачусь за
хэтчбек Skoda Fabia с двигателем 1,2 литра
мощностью 70 лошадиных сил.
Совсем отечественное
Льготная программа рассчитана на "самый
массовый сегмент -- ниже среднего класса",
объясняют мне в ВТБ 24. "Минимальная
зарплата для получения кредита по льготной
программе должна быть не менее 15 тыс. руб.",--
говорит Алексей Токарев. Гендиректор
Центра автомобильных кредитов Дмитрий
Ерохин замечает, что человек с такой
зарплатой может претендовать только на
вазовскую "семерку", самую дешевую
машину в списке. Хотя, конечно, непонятно,
как он и за нее-то будет рассчитываться.
В правительственном перечне автомобилей,
попадающих в программу, из 29 наименований 22
начинаются со слова Lada. Остальные семь -- это
UAZ Hunter, Chevrolet NIVA, Renault Logan, Skoda Fabia, FIAT Albea, Ford Focus
и Kia Spectra. Федеральная антимонопольная
служба еще в марте грозилась подать в суд на
разработчиков списка за ограничение
конкуренции: в перечень не попала ни одна
модель заводов "Автотор" и ТагАЗ (могли
бы подойти Chevrolet Aveo и Hyundai Accent). Минпромторг
нашел аргументы, обосновывающие барьер,
который не пускает эти автомобили в список.
"Речь идет о поддержке
автопроизводителей, изготавливающих
продукцию на территории России,-- говорится
в ответе Минпромторга на запрос "Денег",--
и взявших на себя обязательства по
локализации производства в рамках
инвестиционных соглашений". Добавленная
стоимость автомобилей, производимых в
режиме "промышленная сборка", должна
составить более 50% от стоимости применяемых
комплектующих, продолжает Минпром, "по
мере выхода на запланированные мощности и
достижения уровня локализации,
закрепленного в инвестиционных
соглашениях". У заводов, не попавших в
список, "либо отсутствуют инвестиционные
соглашения, налагающие определенные
обязательства по локализации, либо их
продукция не попадает в сегмент до 350 тыс.
руб. и потенциал снижения стоимости
отсутствует".
Несмотря на некоторую зыбкость
аргументации, список был утвержден
Минюстом, и претензии ФАС, похоже, отпали.
Начальник управления контроля
промышленности ФАС Алексей Ульянов сообщил
"Деньгам", что его ведомство с
Минпромторгом не судится, а идет обычный
"рабочий процесс", не уточнив, что это
за процесс. В министерстве добавили, что в
перечне возможны изменения, но пока
неизвестно какие.
Однако понятно и сейчас, что список в
нынешнем виде предоставляет преимущества
не всем автомобилям российской сборки, а
ВАЗу. Других внятных объяснений, почему
была установлена ценовая планка 350 тыс. руб.,
нет. По данным ВТБ 24, кредиты, выданные на
автомобили сегмента до 350 тыс. руб.,
составляют 10-15% от всего портфеля
автокредитов банка -- это далеко не самый
массовый сегмент, который бы, по логике,
следовало поддерживать, если бы мы во главу
угла ставили именно стимуляцию народного
спроса на автомобили. Самый массовый спрос
-- на кредиты 500-600 тыс. руб. Средний
автокредит по Москве, рассказывает мне
Дмитрий Ерохин, в 2008 году составил $22 тыс. (по
старому курсу -- как раз около 600 тыс. руб.), а
в 2009-м прогноз среднего кредита -- 400 450 тыс.
руб.
"Всего на отечественном рынке продажи
автомобилей ВАЗ составляют порядка 25%,--
анализирует Алексей Токарев.-- По льготному
кредитованию соотношение будет иное: думаю,
что большую часть здесь составят как раз
отечественные машины". Продолжив
эксперимент, я понимаю: слова эксперта
справедливы еще и потому, что большинства
из заявленных в списке иномарок, как это ни
забавно, просто нет в продаже.
Реальные ставки
Из попавших в перечень иномарок мне
особенно интересны Skoda и Ford -- хотя бы потому,
что они, как заявляется, снизили цены на
свои базовые модели, чтобы вписаться в
программу, в отличие от Renault, FIAT и Kia, которые
и до госльготы стоили меньше 350 тыс. руб.