На главном интернет-мероприятии года, объединенной конференции РИФ+КИБ (Российский интернет-форум - Конференция Интернет и бизнес), прошедшей 22-24 апреля в Подмосковье, в числе других важных для отрасли событий широко обсуждалась инициатива законодателей по изданию очередного "закона об Интернете"...
Обсуждение проекта началось в середине
апреля, и его авторами являются директор
Международного исследовательского
института Астамур Тедеев, а также депутаты-единороссы
Ольга Носкова и Роберт Шлегель.
Очередным я его назвал потому, что
подобные предложения выдвигаются с
завидной регулярностью: как минимум
каждому новому составу Госдумы, начиная с
1997 года, очень хочется с Интернетом сделать
что-нибудь такое...
И не помогает даже то, что продвинутый
интернет-пользователь Дмитрий Медведев,
самостоятельно ведущий личный блог, явно
лучше многих своих советников и
подчиненных понимает специфику Интернета.
Так, в своем видеообращении к участникам
конференции президент высказался против
специального регулирования Интернета.
Вызвано это непреодолимое желание "порегулировать
Интернет", очевидно, тем, что подавляющее
большинство чиновников и законодателей
ничего в Интернете не понимает и
разбираться не хочет. И потому, с одной
стороны, полагает Сеть какой-то абсолютно
новой сферой человеческой деятельности,
требующей совершенно отдельного подхода, а
с другой - пытается загнать непрерывно
развивающуюся ускоренными темпами среду в
куцые рамки традиционных юридических
понятий.
Один из авторов концепции нового
законопроекта о регулировании Интернета,
директор Международного
исследовательского института Астамур
Тедеев, должен был приехать на конференцию,
где в рамках секции "Госинициативы
развития Рунета" планировался круглый
стол по обсуждению этих вопросов. Но он так
и не появился, а собравшиеся, независимо от
тонкостей их собственного отношения к
проблеме, сошлись на том, что какого-то
специального закона в данном случае
совершенно не требуется (и, кстати, ни в
одной стране мира отдельного закона "об
Интернете" не существует).
Это не значит, что законодательство не
нужно менять вообще. Известный юрист Михаил
Якушев привел простой пример с продажей
сайтов: есть деловая практика, есть
компании, которые только этим и занимаются,
есть частные лица, которые живут торговлей
сайтами, - только в законодательстве нет
такого понятия "сайт", и потому не
упомянутые субъекты торгуют непонятно чем.
По той же причине никто не знает в точности,
что означает, например, определение суда
"закрыть сайт": изъять сервер у
провайдера? лишить администратора домена (владельца
интернет-адреса) прав распоряжаться данным
доменом? изъять жесткий диск с материалами
сервера из компьютера нарушителя? Еще один
пример представляет быстроразвивающаяся
интернет-торговля с оплатой по мобильному
телефону через посылку SMS. Формально говоря,
это незаконно, ибо нарушает договор между
абонентом и мобильным провайдером: SMS
должно стоить столько, сколько оговорено в
тарифе, тем не менее никто ведь не возражает,
правда?
А завтра возникнет еще что-то, чего мы пока
и предполагать не можем. Значит ли это, что
нужен специальный "закон об Интернете"?
Вовсе наоборот, полагает Михаил Якушев. Во-первых,
закон - вещь инерционная, поэтому
бесполезно пытаться загнать быстротекущую
жизненную практику в рамки норм, которые не
будут меняться годами. Во-вторых, и в
главных, для регулирования интернет-деятельности
вполне достаточно существующих законов: их
только следует дополнить определениями
новых, ранее неизвестных сущностей. Олег
Рыков, советник замминистра Минсвязи,
привел статистику: в настоящее время к
Интернету прямо или косвенно уже имеют
отношение 1492 федеральных законодательных
акта и еще огромное количество
региональных (например, только в Москве - 900
штук). А Ульяна Зинина, ведущий юрист
компании "Яндекс", подчеркнула, что все
базовые вопросы уже регулируются
государством: нужен ли специальный закон о
мобильных телефонах, спрашивает она?
Ульяна Зинина перечислила основные
проблемы законодательства, касающиеся
Интернета, которые там либо не отражены
вообще, либо сформулированы недостаточно
четко. Это не только определения таких
сущностей, как "сайт", и подобных
неясных терминов (например, "хостинг"),
но и множество других вопросов: так, в
России фактически не действует Закон об
электронной цифровой подписи (что приводит
к необходимости каждое действие
дублировать "в бумаге"), нет ясности в
вопросах лицензирования в
телекоммуникационной отрасли. Наконец, это
широко обсуждаемый сейчас вопрос об
ответственности провайдеров за
размещенные на их серверах
пользовательские материалы: закон вообще
никаких рамок ответственности не
устанавливает. Заметим, что Верховный суд и
Верховный арбитражный суд остановились в
конце концов* на компромиссной
формулировке "отсутствие вины
нарушителя не освобождает его от
обязанности прекратить нарушение
интеллектуальных прав, а также не исключает
применения в отношении нарушителя мер,
направленных на защиту таких прав", но
ясности в этом вопросе не наступило.
Пока что в этом вопросе судебная практика
противоречива: в деле ООО "Контент и
право" против "Мастерхост" (о нем "Новая"
писала в №12 от 6 февраля 2009 г.) Верховный
арбитражный суд отправил истца искать
настоящего нарушителя, сняв
ответственность с хостинг-провайдера (т.е.
того, кто предоставляет свои серверы для
размещения сайтов). Хуже обстоят дела с
контент-провайдерами - теми, кто
предоставляет площадку для
пользовательских материалов (к ним
относятся и социальные сети, и ЖЖ, и вообще
любой сайт с форумом, включая все интернет-СМИ).
Здесь достаточно много прецедентов, когда
содержателя дискуссионной площадки
заставляли отвечать за высказывания
посетителей: один из свежих случаев
относится к преследованию уральского
информагентства URA.RU за грехи какого-то
экстремиста, регулярно размещавшего на
форуме сайта призывы расистского толка (причем
нет никакой уверенности, что это не было
провокацией, осуществленной специально с
целью прикрыть агентство).
Больно заманчиво найти виноватого из тех,
кто всегда под рукой и никуда от своих
серверов не денется, чем искать настоящего
виновника, который, даже если его и найдут,
может оказаться, например, иностранцем, не
подлежащим российской юрисдикции. И если
норму об ответственности провайдеров
отразить в законе (тем более в отдельном
законе), то это может очень сильно повлиять
на сложившуюся структуру Рунета и далеко не
в лучшую сторону**.
Многие из выступавших жаловались на то,
что власти упорно не желают слушать
сообщество, в связи с чем Иван Засурский,
завкафедрой новых медиа и массовых
коммуникаций журфака МГУ, предложил
интернетчикам попросту собраться,
сформулировать, "что же мы хотим" ("создать
свой собственный закон об Интернете", как
выразился кто-то из выступавших), и
выступить в продвижении этих предложений
единым фронтом. Однако, как возразил
представитель Mail.ru, в сообществе, увы, нет
единства по многим вопросам. Хорошим
примером может послужить вопрос
анонимности в Интернете, в "отмене"
которой многие видят панацею от
большинства бед. Им резонно возражают, что
"отменить" анонимность технически
крайне сложно, и панацеей это не станет, так
как даже если всех интернетчиков
зарегистрировать по паспорту, в
существующей структуре Сети не так уж и
трудно, скажем, осуществить подмену
интернет-адреса, свалив свою вину на
другого. Потому "отмена" анонимности
потребует по меньшей мере согласованных
усилий мирового сообщества, и далеко не
только в части регистрации пользователей -
придется значительно менять технические
принципы функционирования Сети.
Илья Пономарев активно выступает против
отдельного закона, полагая, как и члены
интернет-сообщества, что следует обойтись
пакетом поправок к действующим законам. Но
учитывая настрой остальных членов группы,
можно предположить, что в конце мая будет
выдвинут отдельный законопроект. Правда,
есть надежда, что, как и предыдущие подобные
инициативы, эта в конце концов будет тихо
похоронена. Вот только бы вместе с ней не
оказались опять задвинуты действительно
актуальные проблемы, которые давно требуют
своего разрешения. К ним относятся не
только перечисленные выше, но и некоторые
другие, оказавшиеся в серой зоне правовой
неопределенности: это незакрытый вопрос о
легализации электронных библиотек, о
правах на материалы, размещенные, например,
в ЖЖ или на каком-нибудь форуме, и т.п.
* В своем комментарии "О некоторых
вопросах, возникших в связи с введением в
действие части четвертой Гражданского
кодекса" от 26 марта 2009 г.
** Впрочем, член рабочей группы по новому
закону депутат от "Справедливой России"
Илья Пономарев, согласно "Интерфаксу",
склоняется (вместе с коллегами) к тому, что
крайним должен быть все-таки не провайдер, а
автор размещенной информации.