Лизинговые компании реагируют удорожанием услуг и увеличением первоначального взноса для новых клиентов. Со старыми приходится договариваться -- вплоть до индивидуальных переговоров по реструктуризации задолженности
Итоги 2008 года для южного рынка лизинга, по
нашим оценкам (мы опирались на данные
компаний-участников рейтинга и учитывали
деятельность тех, кто в него не вошсл),
оказались следующими: объем нового бизнеса
составил порядка 43 млрд рублей, 26 млрд из
них -- результат работы компаний в первом
полугодии. Как мы и предполагали,
показатели второго полугодия выглядят
намного скромнее достижений первых шести
месяцев (подробнее см. "Эксперт ЮГ" ь
31-32 за 2008 г.). По сравнению с 2007 годом темпы
прироста нового бизнеса в ЮФО замедлились и
составили около 25%, в то время как за первое
полугодие они выросли более чем вдвое.
Напомним, что в 2007 году этот показатель по
сравнению с 2006 годом также вырос больше чем
в 2 раза. В целом по России прирост нового
бизнеса в 2008 году, по данным рейтингового
агентства "Эксперт РА", составил 27,8%,
что несколько больше, чем на Юге.
В прошедшем году южный рынок лизинга, как
и российский в целом, столкнулся с
проблемами, вызванными экономическим
кризисом. Начавшись в финансовом секторе,
кризис потянул за собой в первую очередь те
виды деятельности, которые больше всего
зависят от кредитных ресурсов. А в
структуре финансирования лизинговых
компаний заемные средства традиционно
занимают около 70%, остальное -- это авансовые
платежи и собственные средства, так что
последствия очевидны. Кредитное сжатие
привело к сокращению финансирования
лизинговых компаний, и, как следствие, к
падению темпов прироста объсмов нового
бизнеса. В 2007 году -- начале 2008 года
лизинговые компании, на протяжении
нескольких лет активно занимавшиеся
просвещением потенциальных клиентов и
популяризацией лизинговых услуг на Юге,
наконец обрели долгожданный растущий
платежеспособный спрос, но ему суждено было
быть недолгим. Кризис существенно изменил
планы большинства потенциальных и реальных
лизингополучателей, как, впрочем, и
лизингодателей. Отток инвестиций,
замораживание уже начатых инвестпроектов,
сворачивание планов по замене оборудования
и парков машин сокращают платсжеспособный
спрос на услуги лизинговых компаний. А
снижение курса национальной валюты по
отношению к доллару и евро вносит свою
лепту, когда лизингополучатели оказываются
перед выбором между отечественными и
импортными техникой, машинами и
оборудованием. Не забудем и о том, что
многие лизинговые компании, работающие в
ЮФО, отмечали, что значительную часть их
клиентов составляет малый бизнес, а он
гораздо сильнее крупных, финансово
устойчивых фирм почувствовал негативное
влияние кризиса. Так что амбициозных планов
на нынешний год игроки лизингового рынка не
строят. Для многих сейчас целью становится
элементарное выживание.
Взлеты и падения
В результате воздействия кризиса в нашем
рейтинге произошли существенные изменения.
Первую его строчку по итогам 2008 года заняла
ГК "БИЗНЕС АЛЬЯНС", стремительно
поднявшаяся с 69 места. В первом полугодии
эта компания заключила сделку на поставку
энергетического оборудования в
Краснодарский край на сумму 5,25 млрд рублей,
что и позволило ей стать лидером -- и в
первом полугодии, и по итогам всего года. По
данным исследования Ассоциации "Рослизинг",
сопоставимым выглядит объем нового бизнеса
у ОАО "Росагролизинг" (5,8 млрд рублей).
Лидер предыдущего года, "Лизинговая
компания УРАЛСИБ", занимает второе место,
а вот Europlan удержался на третьем -- это
единственная компания, которой удалось
остаться на прежних позициях. Произошла
перетасовка и среди остальных участников
рейтинга: многие компании существенно
улучшили свои позиции, у многих, наоборот,
дела идут не лучшим образом. Так, например,
компания "РМБ-ЛИЗИНГ" поднялась с 34-го
на 13 место, "ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ" -- с 62-го
на 27-е, компания "РЕСО-Лизинг"
переместилась с 14-й на 9 позицию. В текущем
году список лидеров и занимаемые ими
позиции еще не раз изменятся.
Большинство игроков рынка лизинга уже в
первой половине 2008 года не могли обслужить
ещс росший тогда поток клиентов из-за
проблем, связанных с дефицитом источников и
сокращением объемов финансирования; в
конце года ситуация ещс более осложнилась.
"У лизинговых компаний теперь меньше
источников финансирования, -- говорит
генеральный директор ООО »Элемент Лизингј
Джеймс Хью Горхэм. -- Кредиторы стали более
консервативными. И даже если у них
достаточно денег, они очень осторожно
относятся к увеличению своего кредитного
портфеля". Ответной реакцией со стороны
лизинговых компаний в условиях кризиса
стало ужесточение требований к
лизингополучателям и прекращение
региональной экспансии, наблюдавшейся на
Юге несколько лет подряд. "В целом
картина в ЮФО ничем не отличается от
ситуации в стране в целом, -- рассуждает
руководитель Южного дивизиона ГК "Интерлизинг"
Алексей Кореньков. -- Снижается активность
клиентов, ужесточаются требования,
предъявляемые к потенциальным
лизингополучателям со стороны лизинговых
компаний; услуги лизинговых компаний
существенно подорожали, многие из них
столкнулись с проблемой привлечения
ресурсов, что привело к сокращению
предложения со стороны лизингодателей.
Растет уровень дебиторской задолженности,
существенно увеличилось число дефолтов и
судебных разбирательств. В целом ситуация
вполне прогнозируема и во многом схожа с
положением в банковском секторе".
Стабильно на протяжении нескольких
последних лет увеличивавшиеся темпы
прироста и объемов нового бизнеса, и
портфелей, сопровождаемые выходом в ЮФО
новых компаний, похоже, остались в прошлом.
Под воздействием кризиса у лизинговых
компаний наблюдается рост просроченных
платежей -- пусть и не все игроки открыто это
признают. "С одной стороны резкий дефицит
ресурсов, с другой -- лавинообразный рост
просрочек платежей", -- характеризует
влияние кризиса на рынок лизинга Юга
генеральный директор группы компаний "Поволжский
лизинговый центр" Василий Шевченко.
Позитив в негативе
Если еще год назад, на этапе бурного роста,
лизинговым компаниям порой просто не
хватало времени и ресурсов на разработку
систем управления рисками, автоматизацию
бизнес-процессов, то сейчас они
наверстывают упущенное в экстренном режиме.
В резко изменившихся условиях работы
оперативно разрабатываются антикризисные
программы и стратегии, меняются приоритеты,
корректируются цели и задачи. Среди
первоочередных мер -- пересмотр оценки
платежеспособности потенциальных
лизингополучателей и увеличение
первоначального взноса. В "Поволжском
лизинговом центре" сокращают затраты,
проводят реструктуризацию инвестиционного
(кредитного) портфеля, индивидуально
работают с клиентами. В ООО "Элемент
Лизинг" считают, что главное --
сбалансировать активы и пассивы,
сконцентрировать внимание на управлении
издержками и определенными расходами. В ГК
"Интерлизинг" усиливают и развивают
службу безопасности и юридический блок,
активно работают с клиентами-неплательщиками,
в том числе для того, чтобы находить
совместное решение по выходу из сложных
ситуаций (среди таких решений, например,
реструктуризация лизинговых платежей,
помощь в поиске покупателей техники). "Мы
активно развиваем направление по
реализации изъятой техники, -- рассказывает
Алексей Кореньков. -- Проводим внутреннюю
оптимизацию штата и бизнес-процессов". В
компании ARVAL занимаются оптимизацией
внутренних бизнес-процессов, контролем над
издержками, пытаются скомпенсировать их за
счет внутренних резервов компании.
Большинство компаний изменили и
маркетинговые стратегии. Многие отказались
от планов экспансии. "Наша компания в
новых условиях придерживается
выжидательной позиции: в данный момент мы
не стремимся увеличивать лизинговый
портфель на Юге, -- говорит начальник отдела
лизинга ООО "Петроэнерголизинг"
Валерия Федотова. -- Работаем с надежными
партнерами, с которыми сотрудничаем многие
годы". Временно снизила активность в
продвижении на Юге ГК "Интерлизинг". В
то же время некоторые компании, например,
ЗАО "Энерголизинг" и ARVAL, пока не меняют
свои маркетинговые стратегии развития. В
"Поволжском лизинговом центре" и вовсе
признаются, что сейчас у компании как
таковой стратегии попросту нет: главное --
удержать ситуацию под контролем.
Кризис -- серьсзное испытание для
лизинговых компаний и выбранных ими
стратегий. Одни проходят этот тест успешно,
другим приходится что-то срочно менять. "Наша
компания убедилась в том, что выбранный
ранее курс оказался надсжным и безопасным в
условиях кризиса, -- говорит Валерия
Федотова. -- Избирательность в выборе
клиентов, отраслей экономики помогла "Петроэнерголизингу"
избежать убытков в связи с возросшей
неплатежеспособностью лизингополучателей,
с чем столкнулись многие лизинговые
компании, которые гнались за увеличением
портфеля". Аналогичная ситуация
складывается в ЗАО "Энерголизинг": "Качественный
портфель, созданный в прошлом, сегодня
минимизирует риск неплатежеспособности
клиентов", -- считает специалист
экономического отдела компании Екатерина
Растопчина.
Многие лизинговые компании извлекают
положительный опыт из кризиса вне
зависимости от того, адекватны или
неадекватны оказались нынешнему положению
дел стратегии, выбранные ими в докризисный
период. "Отработаны механизмы ведения
работы с претензиями, налажены механизмы
решения проблемных ситуаций как пут"м
переговоров, так и через суд, -- рассуждает
Алексей Кореньков. -- Получен практический
опыт в области уголовного права по
экономическим вопросам. Скорректирована
работа службы риск-менеджмента и службы
безопасности в целях снижения рисков при
заключении новых сделок". Ряд компаний
пересматривает свои продуктовые линейки и
целевые группы клиентов. "Мы
разрабатываем новые виды сервисов,
работаем над расширением продуктовой
линейки и созданием специальных лизинговых
предложений, учитывающих интересы
различных групп наших клиентов, что
особенно актуально в условиях, которые
диктует изменившийся рынок", -- говорит
генеральный директор ARVAL Сергей Дианин.
Умеренно пессимистический прогноз
С тем, что в ближайшие год-два темпы
развития рынка лизинга на Юге снизятся, не
спорит никто. В условиях кризиса
существенные преимущества получают
лизинговые компании с госучастием и
дочерние структуры стабильных банков.
Такие связи становятся как минимум
гарантом выживания, как максимум -- решающим
конкурентным преимуществом и ресурсом
передела рынка. Видение будущего рынка, тем
не менее, у его игроков порой весьма
различно, хотя и привязывается к
общеэкономической конъюнктуре. "Скорее
всего, в ближайший год роста на рынке
лизинговых услуг не будет, -- прогнозирует
Алексей Кореньков. -- Возможно,
положительные тенденции обозначатся в
строительном и дорожно-строительном
секторе в связи с реализацией проекта »Сочи-2014ј,
однако говорить о том, что этот проект
существенно повлияет на картину в целом, я
бы не стал. Тенденции развития лизинга в
течение ближайших двух лет будут напрямую
зависеть от изменения экономической
ситуации в стране". В умеренно
пессимистических тонах видит будущее
южного лизинга и Василий Шевченко: "Темпы
развития отрасли -- если она выживет -- будут
определяться общим положением дел в
российской экономике. Преимуществом России,
по сравнению с развитыми странами, в
условиях кризиса являются значительные
инвестиционные потребности". В том же
русле рассуждает Джеймс Хью Горхэм: "Лизинг
очень сильно зависит от кредитного рынка, а
его судьба на данный момент крайне туманна.
Поэтому прогнозировать какой-либо рост
рынка лизинга в целом абсолютно
бессмысленно". Более оптимистично
оценивает ситуацию Сергей Дианин: "Темпы
роста рынка лизинга в ЮФО, так же как и темпы
роста рынка в целом, скорее всего, будут
снижаться из-за сокращения возможностей
финансирования и роста стоимости заемных
средств. С нашей точки зрения, в конце 2009
года рынок начнет восстанавливаться".