Министерство образования и науки РФ прогнозирует, что в 2015 году почти 70% выпускников вузов с дипломами экономиста не смогут найти себе работу.
Об этом недавно заявил глава ведомства
Андрей Фурсенко на встрече со студентами
Казанского государственного
технологического университета. Чиновники
намерены сокращать количество бюджетных
мест по невостребованным специальностям.
Как считают в образовательном ведомстве,
России, наоборот, потребуются специалисты в
сферах информационных технологий,
транспорта, логистики и операционного
менеджмента. А также по обслуживанию
крупных социально значимых промышленных
объектов. Именно на перечисленные
специальности, таким образом, и должны
ориентироваться экономические вузы.
В настоящее время обсуждается вопрос о
создании объективных рейтингов российских
вузов, причем в оценке заведения предстоит
принимать участие работодателям и самим
выпускникам. Это необходимо для того, чтобы
школьники могли ориентироваться, стоит ли
поступать в тот или иной вуз.
Сейчас в России не так много бизнес-школ,
которые тянули бы на мировой уровень. Их
буквально две-три. Московская школа
управления "Сколково" создана
крупными компаниями и развивается на
основе частных инвестиций. "Простой
смертный" учебу здесь не потянет - как
минимум нужно уже иметь свой бизнес.
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского
государственного университета образована
на базе факультета менеджмента в 2006 году и
является обособленным подразделением вуза.
Развивается она по модели, типичной для
зарубежных бизнес-школ. Ее даже включили в
сообщество европейских школ менеджмента,
где она пока является единственным
представителем от России.
Так вот, в Петербурге достаточно
оригинально решили проблему выживаемости
учебного заведения в жестких кризисных
условиях, когда мало надежды на обещанные
государством меры поддержки. Речь идет об
инновационном проекте - так называемом
эндаумент-фонде. Это вид финансового фонда,
в который привлекаются пожертвования
частных лиц, но они не расходуются на
текущие нужды, а передаются в доверительное
управление. И уже полученный доход от
инвестиций используется как источник
финансирования.
Отметим, что подобные финансовые схемы
утвердились в российском законодательстве
совсем недавно. Создавая эндаумент-фонд,
ВШМ планировала пополнить его до уровня 150
млн долларов, но пока набралось... только 66
млн рублей. Поэтому можно считать, что
сформирован некий экспериментальный фонд,
на котором можно проверить
жизнеспособность идеи. За год получены
неожиданно позитивные результаты: при
всемирном падении рынков ценных бумаг
доходность эндаумент-фонда составила 3% (стоит
помнить, что за этот же период индекс ММВБ
упал на 67%).
Средства, полученные от работы фонда,
планируется направлять на именные
стипендии лучшим студентам, гранты на
обучение за границей, на поддержку научных
исследований и на издание научной
литературы. Интересно, что привлечением
средств в фонд занимаются выпускники ВШМ. В
прошлом году инициативная группа студентов
школы пополнила эндаумент-фонд на 4 млн
рублей и планирует продолжить подобную
практику. Также жертвователями фонда
являются члены попечительского совета,
среди которых представители различных
финансовых организаций.
Но если уж ориентироваться на мировые
стандарты, на то, как это принято в развитых
странах, надо строить кампус -
университетский городок, где студенты и
живут, и обучаются, и занимаются своими
проектами (многие зарубежные кампусы
становятся крупными научными центрами).
Впрочем, тут начинается наша отечественная
история о том, как обещанного три года ждут.
Для создания городка правительство РФ
передало школе памятник истории и культуры
федерального значения - дворцово-парковый
ансамбль "Михайловская дача". Сегодня
полностью готова документация для
реконструкции и реставрации 100 гектаров
парка и 20 тыс. кв. метров дворцовых
ансамблей. На эту работу обещали выделить
из федерального бюджета более 7 млрд рублей.
Но случился кризис, и инвестиции приказали
долго жить.
Между тем, по предварительным подсчетам, к
2015 году в школе смогут одновременно учиться
1800 студентов, а краткосрочные программы
смогут посещать более 3 тыс. менеджеров в
год. Сама же школа должна стать полностью
самоокупаемым проектом.