Монетизация применительно к интернету -- это метод зарабатывать с помощью ресурса, при котором посетитель либо напрямую платит деньги за какие-либо услуги, либо косвенно способствует повышению дохода владельца сайта.
Монетизация в Рунете реализуется по тем
же моделям, что и за рубежом, хотя структура
доходов от деятельности в интернете
заграничных и российских игроков несколько
отличается.
Ежемесячный грабеж
Абонентская плата, как и другие методы
платежей, достаточно давно используется в
интернете. В рамках этого метода
монетизации действуют самые различные
стартапы -- от онлайн-игр до служб доступа к
файлам. Безусловно, различия между
используемыми моделями также есть. Как
правило, подписка характеризуется наличием
регулярной платы, в частности, за рубежом
такой метод используют популярные онлайн-игры
(World of Warcraft, Everquest и другие). Метод
абонентской платы подразумевает также
массу вариаций: например, при оплате
доступа к системам хранения и скачивания
файлов (ifolder.ru, rapidshare.com) стоимость дня
использования тем меньше, чем на больший
период приобретен доступ. Практикуются
также скидки и акции для привлечения
пользователей. Кроме того, многие сервисы,
имеющие бесплатную версию с множеством
ограничений, предлагают приобрести и
платный доступ, дающий пользователям
больше возможностей, например, доступ к
версии сайта без рекламы или к
дополнительным ресурсам для скачивания.
Часто сайты СМИ или исследовательских
агентств предлагают платный доступ к
определенному контенту. Существует также
модель с гибкой абонентской платой, когда
пользователь сам выбирает, за что платить.
Самый яркий пример такой модели
монетизации -- хостинг-планы, а также плата
за доступ в интернет.
Сами мы не местные
В случаях, когда модель с ежемесячной
платой по каким-то причинам не подходит
владельцу ресурса, используется весьма
популярный метод косвенного заработка на
пользователях. В этом случае посетитель
сайта получает сервис или информацию
бесплатно, а за предоставление услуги
платит третье лицо -- спонсор или
рекламодатель.
Интернет-реклама -- один из самых
известных методов монетизации. Аделя
Рзаева, коммерческий директор агентства
интернет-рекламы MediaStars, утверждает: "За
последние пару лет количество
присоединившихся к социальным сетям
интернет-пользователей увеличивалось в
геометрической прогрессии. Бум социальных
сетей затронул практически все возрастные
и социальные группы населения. По прогнозам
аналитиков, именно социальные сети будут
иметь ключевое значение для рекламодателей
в эпоху экономического кризиса. Реклама в
социальных сетях дает возможности широкого
таргетирования. Их недостатком является
предвзятое отношение пользователей к
размещениям рекламы в их сообществах,
группах и на их личных страницах. Они не
хотят, чтобы реклама вторгалась в их
приватное пространство".
Все больший размах приобретает
размещение рекламы в подкастах, на пике
популярности видеореклама и мобильный
контент. "С мобильного телефона в
интернет можно выйти практически где
угодно. При этом скорость соединения и
возможности мобильных телефонов растут с
каждым днем. Если бизнес клиента
подразумевает моментальную коммуникацию с
потребителем, то мобильный интернет для
этого очень подходит",-- объясняет Аделя
Рзаева.
С развитием каналов широкополосного
доступа в интернет распространение
получили ресурсы, предлагающие доступ к
видеоконтенту. Множество сайтов
располагают самыми разными видеороликами --
от фильмов и телепередач до записей,
созданных пользователями. Как утверждают
эксперты, реклама в видеороликах -- крайне
перспективное направление монетизации.
Аделя Рзаева сообщает, что качество
видеорекламы позволяет говорить об
исключительной перспективности
направления: "Видеореклама и реклама в
видеоконтенте лучше запоминается, у нее
заметно выше кликабельность, большая сила
воздействия на аудиторию. Развитие этого
направления имеет хорошие перспективы, но
требует значительных усилий и вложений от
площадок. На данный момент всего несколько
десятков площадок в Рунете могут
похвастаться качественным освоением этого
направления. По прогнозам экспертов и
аналитиков реклама в видеоконтенте в
будущем способна стать конкурентом
телевизионной рекламы". Генеральный
директор сети рекламы Videonow Сергей Соловьев
утверждает, что рынок видеорекламы и далее
будет увеличиваться: "Во-первых, рост
рынка произойдет за счет rich media, который
откровенно раздражает пользователей, но
обладает хорошим привлечением трафика.
Видеореклама гораздо более эффективна и
менее раздражительна. Во-вторых, за счет
баннеров, так как видеореклама более
информативна и более заметна. По подсчетам
агентства eMarketer.com, видеореклама сейчас
самый быстроразвивающийся рекламный
носитель в интернете".
"В медийной рекламе в прошлое уходят
такие раздражающие форматы, как fullscreen и
обычные баннеры rich media",-- считает Аделя
Рзаева. По ее мнению, "будущее -- за
интерактивностью, за форматами, которые еще
до клика будут вовлекать пользователя в
диалог с рекламодателем".
Реферальные системы и партнерские
программы -- весьма близкий к рекламе
источник дохода владельцев сайтов. В рамках
реферального сотрудничества
предполагается, что при переходе
пользователя на сайт последний делает
отчисления в пользу ресурса, с которого
пришел посетитель. У такого метода могут
быть вариации, например, отчисления могут
производиться только в том случае, если
посетитель провел на сайте больше
определенного времени, купил что-либо или
воспользовался какой-либо услугой.
Партнерские программы чаще всего
предполагают обмен взаимовыгодными
услугами. "Наиболее распространены
сейчас партнерства между сайтами и
баннерными сетями. А также между
поисковиками и сайтами, когда блоки
контекстной рекламы транслируются на
страницах сайтов соответствующей тематики",--
утверждает Аделя Рзаева.
В онлайн-играх и на популярных ресурсах
применяется также продакт-плейсмент --
метод, сходный с платным размещением,
позволяющий продукту или услуге "вжиться"
в среду с большим количеством посетителей.
Такой метод обычно применяют для повышения
узнаваемости бренда. Однако у продакт-плейсмента
есть свои недостатки. Как говорит
Константин Брысин, генеральный директор
компании Q1 (производитель онлайн-игр),
практика размещения рекламы в игре -- не
самый удачный ход: "Примеров хорошего и
ненавязчивого размещения чужих брендов в
игре чрезвычайно мало, а вот примеров, когда
реклама вызывала раздражение у
пользователей и даже некоторый отток их из
игры -- достаточно. Но в принципе в игре
можно размещать рекламу, главное чтобы она
была уместной, например, в играх, действие
которых происходит в реалистичном сеттинге.
В случае же, когда игровой мир сделан в
стилистике фэнтези, чаще всего реклама
неуместна и вызывает у игрока недоумение".
Другие методы косвенной конвертации
трафика в деньги, не столь значительные в
общей массе, предполагают либо платное
размещение информации о компании (например,
в статье на популярном ресурсе), либо
платное использование контента в своих
целях (например, покупка изображений с
целью последующего использования на сайте).
Несите ваши денежки
Ежемесячные платежи -- не единственный
метод заработка в интернете: многие
стартапы зарабатывают исключительно на
разовых транзакциях. К примеру, в Рунете
набирают популярность сервисы, где
приобрести доступ или виртуальную
собственность можно, отправив SMS-сообщение
на специальный номер. Кроме того,
существуют сервисы, взимающие определенный
процент за какое-либо совершенное действие,
как, например, интернет-аукционы. Нельзя
также забывать и о популярной в онлайн-играх
модели монетизации, когда на продажу за
реальные деньги выставлены товары,
позволяющие получить игровые преимущества
и не имеющие реальной стоимости.
Крайне популярен также метод, когда
основные услуги предоставляются бесплатно
и без ограничений, но с помощью оплаченного
аккаунта можно получить какие-либо
преимущества, например, доступ к
дополнительным функциям или статистике,
как в случае с известным сервисом блогов
LiveJournal.com.