Страница: 1/2
Мировой финансовый кризис серьезно подорвал российский рынок продаж автомобилей в кредит. За первый квартал этого года, по оценкам банков, количество автокредитов упало минимум в два раза.
Серьезно ужесточились требования к
заемщикам, исчезли заманчивые предложения
кредитов без первоначального взноса. Рынок
фактически вернулся на уровень 2004 года,
говорят банкиры. И только сейчас он
начинает оживать. Помочь ему пытается
государство, запустившее в апреле через
несколько госбанков программу льготного
кредитования на покупку недорогих
автомобилей. Эксперты предсказывают
появление до конца года и других новых
интересных автокредитных продуктов. Однако
до возращения на утраченные позиции рынку
пока еще очень далеко.
С осени 2008 года банки стали менее охотно
выдавать кредиты. В первую очередь они
свернули кредиты без первоначального
взноса и ипотеку на первичное жилье. Однако
затем стали заметно снижаться и объемы
выдачи автокредитов. Причиной стало
снижение уровня доходов населения и
девальвация рубля.
По данным рекрутингового агентства "Империя
кадров", с февраля 2008 года по март 2009-го
зарплаты снизились в разных секторах
экономики России на 10--40%. Зарплаты служащих
среднего звена, которые как раз и были
основными покупателями автомобилей в
кредит, упали за это время на 20--30%.
На этом фоне усиливалась тенденция
падения продаж автомобилей. Так, по данным
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за
четыре месяца 2009 года продажи новых
автомобилей в России снизились на 44%. При
этом в апреле они упали на рекордные 53%. "Фактор
сезонности уже не работает: традиционного
весеннего роста продаж в этом году не было",
- отмечает заместитель начальника
департамента розничных продаж Русского
банка развития Сергей Костюков.
Невыносимая жесткость
Падение объемов автокредитования
объясняется резким ужесточением условий
выдачи таких кредитов. В первую очередь
клиентов отпугивают повысившиеся проценты
по кредитам. По оценке заместителя
начальника управления розничных операций
банка "Возрождение" Александра
Васильева, средние ставки по автокредитам в
апреле 2009 года составили в рублях 25%, в
долларах и евро - около 16%. При этом еще
осенью 2008 года средняя ставка по
автокредитам составляла 14% в рублях, 12% в
валюте.
"Среднюю ставку по рынку определить
довольно сложно, ведь она во многом зависит
от условий кредита, а также от
приобретаемого автомобиля (нового или
подержанного). В целом можно говорить о
ставках 18--20% в рублях, в валюте они, как
правило, на 4--5% меньше", - считает
руководитель группы кредитных продуктов BSGV
Екатерина Забелина.
"Средний размер кредита по рынку на
сегодняшний день колеблется в пределах
450--500 тыс. рублей. Основной спрос сместился в
сторону автомобилей среднего ценового
сегмента и экономкласса", - отмечает вице-президент,
начальник управления автокредитования ВТБ24
Алексей Токарев.
При этом заемщики предпочитают брать
кредиты в рублях. Если еще год назад
существовали региональные различия в
выборе заемщиками валюты автокредита, то
сейчас выбор клиента склоняется в пользу
российской валюты, говорят банкиры.
Несмотря на укрепление рубля в последнее
время и на то, что валютные ставки, как
правило, ниже, россияне хорошо запомнили
урок зимней девальвации. Выяснив, насколько
может взлететь размер обязательств, взятых
в иностранной валюте, они предпочитают не
рисковать.
"В основном кредиты сегодня выдаются в
рублях, так как у населения все еще сильны
девальвационные ожидания", - говорит
начальник управления потребительского и
автокредитования ОТП банка Денис Сергеев.
Кроме повышения ставок банки ужесточили
требования к общему стажу работы и, в
частности, стажу на последнем месте работы,
возрасту, кредитной истории, наличию
иждивенцев, к сфере деятельности
работодателя. Если раньше, например,
риэлторы были желанными клиентами любого
банка, то теперь продавцы квартир все чаще
наталкиваются на отказ в автокредите.
Профессии, связанные со строительством,
банкиры вообще причисляют теперь к числу
потенциально самых опасных.
Во многих банках требования по
первоначальному взносу стали доходить до
20--30% стоимости автомобиля. "При оценке
заемщика сегодня на первый план выходят
доходы. Рассчитывать на автокредит сегодня
в большинстве российских банков могут лишь
клиенты с "белой" зарплатой", -
говорит Александр Васильев.
Впрочем, часть банков готова пойти на
некоторое послабление по отношению к
заемщикам: принимать на рассмотрение
справки о доходах, составленные не только
по форме 2-НДФЛ (налог на доходы физических
лиц), но и в произвольной форме. В то же время
ряд банков просто отказался от
кредитования подержанных автомобилей и
коммерческого автотранспорта, отмечает
Сергей Костюков.
В основном же кредит получают мужчины в
возрасте от 28--40 лет, имеющие стабильную
работу и семью. Зачастую это служащие
крупных компаний, отмечают в банке BSGV.
Льготный проезд
Весной правительство объявило о запуске
государственной программы льготного
автокредитования. В трех госбанках -
Сбербанке, ВТБ24 и Россельхозбанке - можно
получить кредит на покупку произведенного
в России автомобиля стоимостью не выше 350
тыс. рублей и входящего в специальный
список Минпромторга.
Первоначальный платеж в этой программе
составляет не менее 30% стоимости автомобиля,
а срок кредита должен быть не более трех лет.
Процентная ставка по госпрограмме
составляет разницу между действующей
публичной ставкой банка по
соответствующему продукту
автокредитования и 2/3 ставки
рефинансирования ЦБ на дату выдачи кредита.
Ставка рефинансирования на сегодня
составляет 12%.
"Таким образом, минимальная ставка по
автокредитам в рамках госпрограммы
составляет 10%, в то время как минимальная
ставка по действующим базовым продуктам
автокредитования составляет 18%", -
говорит вице-президент, начальник
управления автокредитования ВТБ24 Алексей
Токарев.
Спрос на льготные автокредиты в банке
достаточно высокий, так как экономия на
кредите получается в среднем в два раза,
отмечает он.
По прогнозам Минпромторга, всего по такой
схеме будет продано за 2009 год 145--150 тыс. авто kia ceed.
Пока, по данным ведомства, с момента старта
программы (начало апреля) все три банка - ее
участника приняли лишь 11,8 тыс. заявок на
выдачу таких автокредитов. Из них пока
одобрено только 4 тыс. И даже на нынешнем
сильно просевшем рынке от общего числа
автомобилей эти 4 тыс. - лишь капля в море.
Они составляют всего 2,9% проданных за
прошлый месяц новых автомобилей.
И хотя банкиры утверждают, что отказов
мало, меняющиеся условия жизни могут не
позволить человеку получить даже такой
льготный кредит. "Причины отказов
аналогичны отказам по базовым автокредитам",
- говорят в ВТБ24. Одна из наиболее частых
причин - недостаточный уровень доходов
заемщика. К тому же берущему кредит
гражданину стоит помнить, что важно не
только набрать денег на первый взнос, но и
заплатить за целый ряд сопутствующих услуг.
Например, далеко не все желающие
воспользоваться программой знают, что при
оформлении кредита по государственной
программе страховой полис каско не
включается в тело кредита и оплачивается
отдельно за наличный расчет.
Другие пути
Как бы то ни было, пока должного эффекта
программа льготного кредитования не дает.
Возможно, российским властям стоило бы
обратиться к зарубежному опыту. В качестве
образца эксперты рекомендуют немецкий
вариант.
Немецкая программа поддержки автопрома
заключается в том, что
за старую машину в возрасте девяти лет и
старше владелец получает компенсацию в 2,5
тыс. евро при покупке нового автомобиля. При
этом условия программы допускают прием
машины в любом состоянии. Эта схема дала
блестящие результаты: в апреле 2009 года
продажи в Германии выросли на 19,4% (до 380 тыс.
авто) при том, что в целом по Западной Европе
продажи сократились больше чем на 17%.
Впрочем, в последнее время улучшение
ситуации происходит и на авторынке Франции
и Италии, которые также ввели премии за
утилизацию старых машин. Такая программа,
убеждены банкиры, стала бы намного более
понятной и востребованной потребителями и
у нас.
В любом случае государство уже обратило
внимание на недостаточную эффективность
программы льготного кредитования.
Минпромторг на днях предложил внести в нее
заметные изменения.
Он предлагает поднять с 350 тыс. до 600 тыс.
рублей максимальную цену покупаемого
автомобиля и снизить минимальный
первоначальный взнос с 30 до 15% стоимости
машины. Правда, при этом размер
субсидирования ставки остается прежним - 2/3
ставки рефинансирования ЦБ. При ее нынешнем
значении дисконт составляет 8%. Таким
образом, покупая сейчас автомобиль в рамках
госкредитования, клиент экономит до 28 тыс.
рублей. Если максимальная сумма кредита
будет увеличена до 600 тыс., экономия
составит до 48 тыс.