Госпрограмма субсидирования процентов по автокредитам расшевелила и заводы, и дилеров. Теперь уже подавляющее большинство иномарок можно приобрести в рассрочку на условиях даже более выгодных, чем предлагает правительство.
"Спешите, количество автомобилей
ограничено, - зазывают рекламные баннеры
автосалонов, - беспрецедентные скидки,
беспроцентные автокредиты, торопитесь!"
ПРИПЛАЧУ, ТОЛЬКО КУПИ
Автомобильный бум пришел в нашу страну
вместе с нефтяным. Умопомрачительный рост
продаж авто подстегивали почти халявные
кредиты, которые брали граждане,
обрадовавшиеся свалившемуся как снег на
голову благополучию. Но вот пришел кризис,
банкиры быстренько упрятали капиталы в
оффшоры, а что не вывели за бугор - перевели
в валюту и сели на этих мешках денег, словно
собаки на сене. У автозаводов тем временем
летит в тартарары производственный план:
они не ждали кризиса и под бешеный рост
продаж закладывали производство, закупали
оборудование, брали кредиты, нанимали
рабочих, заключали контракты"
Почему люди резко перестали покупать
машины? Ответ прост: каждый второй
автомобиль в нашей стране продавался в
кредит. Теперь банк в долг не дает, вот и
продажи, построенные исключительно на
кредитах населению, рухнули.
В этой ситуации государство, чтобы спасти
сотни тысяч рабочих мест и миллиарды
инвестиций, выступило заводилой: запустило
свою программу автокредитов. Условия
поначалу казались драконовскими: машина
ценой до 350 тысяч рублей, да еще из особого
списка, да еще и не в бесплатную рассрочку, а
с частичной субсидией процентной ставки,
причем на очень короткий срок. Немудрено,
что толпы желающих купить "Форд Фокус"
в "голой" комплектации (которого еще и
в наличии постоянно нет) или УАЗ "Хантер"
не набралось: за месяц по субсидии в кредит
были проданы только 5 тысяч автомобилей (10%
рынка). Такими темпами на запланированный
годовой показатель в 150 тысяч авто мы не
выйдем...
Но импульс сделал свое дело. Автозаводы
засуетились, затолкались в желании попасть
в госпрограмму. "Форд" и "Киа" даже
специально снизили цены, чтобы продавать
свои машины с правительственной субсидией.
Естественно, оживились и те заводы и дилеры,
чьи машины стоят гораздо дороже 350 тысяч.
Очевидно ведь, что, выбирая между иномаркой
за 450 тысяч наличными и менее престижной
новой машиной за 350 тысяч, но в кредит,
человек купит в рассрочку, а не будет ждать
еще год-другой, накапливая деньги. Чтобы не
лишиться клиентов, дилеры и заводы
запустили свои кредитные программы.
ЛОВУШКА ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ
Кое-кто дает льготный кредит на абсолютно
все свои машины (как это делает "Форд"),
а кто-то продвигает определенные модели.
Например, "Фольксваген" готов дать
годовую рассрочку на бизнес-седан "Пассат"
и новый внедорожник калужской сборки
"Тигуан". А вот на народные "Гольф"
и "Поло", а также на элитный "Туарег"
спецпредложение (оно действует еще неделю)
не распространяется.
Впрочем, для других моделей всегда есть
иные "приятности", будь то скидка в 50, а
то и в 100 (для дорогих иномарок) тысяч рублей
или же полис КАСКО в подарок от автосалона.
Некоторые дилеры решили обмануть валютных
спекулянтов и заморозили до конца весны
курс доллара. Модели 2008 года - по курсу 27, как,
например, у "Ауди", модели 2009 года - уже
по текущему, цены в долларах.
Иными словами, варианты субсидий кредита
частными компаниями гораздо более
интересные и разнообразные, чем
госпрограммы. Не так зарегулированы нормы
первоначального взноса: можно и 20%, и 50% (тогда
как по госпрограмме - строго 30%). И
процентная ставка нулевая, а главное,
допустимы кредиты на срок более двух лет,
что сейчас, в условиях кризиса, может
сыграть ключевую роль.
Есть еще один нюанс: по действующему
Налоговому кодексу выгода, полученная от
экономии на процентах, облагается налогом.
Закон гласит: если ставка ниже 2/3 ставки
рефинансирования Центробанка, то заемщик
получает прибыль, экономя на процентах, и
должен платить с нее налог по ставке 35%. В
ситуации с беспроцентным кредитом найден
изящный выход: в договоре прописывается
полная стоимость кредита (скажем, 20%), но
салон делает скидку на машину, в итоге
фактическая переплата получается 0% и налог
платить не надо. С государством такая
история не пройдет.
- Заемщикам придется платить налог с
экономии на процентах самостоятельно, -
подчеркивает директор управления
общественных связей Сбербанка Ирина Кибина.
В Сбербанке кредиты по госпрограмме дают
под 7% годовых, а это меньше, чем две трети
ставки рефинансирования ЦБ. Сумма налога,
конечно, будет незначительной (около 1500 -2000
рублей, по предварительным подсчетам), но
неприятно, что нужно идти подавать
декларацию, стоять в очереди в налоговой,
собирать ворох бумаг"
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Льготные займы для машин за 600 тысяч
рублей
Максимальная цена автомобиля, который
можно купить по программе субсидирования
процентных ставок государством, - 350 тысяч
рублей.
- Министерство промышленности и торговли
предлагает повысить максимальную
стоимость автомобиля до 600 тысяч рублей, -
говорится в сообщении ведомства.
Проект постановления правительства уже
подготовлен чиновниками. Чтобы упростить
программу, которая явно пробуксовывает,
будет не только увеличена цена машины, но и
снижен минимальный первоначальный взнос - с
нынешних 30 до 15%, а также увеличен
максимальный срок кредита с 2 до 3 лет.
В случае если постановление
правительства будет подписано, под
льготную госпрограмму подпадет добрая
половина иномарок, собираемых в России.