Мировой финансовый кризис, который затронул Россию с некоторым опозданием, оказал на отечественную экономику негативное влияние через два ключевых фактора: во-первых, через снижение цен и спроса на сырьевые товары (основная составляющая экспорта России), во-вторых, через снижение доступности зарубежных кредитов.
Снижение
цен на сырьевые товары (прежде всего, нефти)
оказывает значительное влияние, как на
состояние крупнейших отечественных
сырьевых компаний, так и на такие
макроэкономические индикаторы, как
платежный баланс, дефицит/профицит бюджета,
курс рубля к основным мировым валютам,
значения фондовых индексов. Поэтому
ситуация с динамикой цен на нефть всегда
вызывает большой интерес в обществе, в том
числе среди политиков и экономистов.
Статистика
цен. Причины волатильности
Если
обратиться к статистике цен на нефть за
последние годы, то можно отметить рост
номинальной среднегодовой цены марки WTI от
примерно $26 в 2002 году до $100 в 2008 году. Данный
период характеризовался самыми высокими
темпами роста цен на нефть со времен Войны
Судного дня. Напомним, что в 1973-74 годах,
потерпев поражение в этой войне, арабские
страны решили сократить добычу нефти на 5
млн. баррелей в день, с целью «наказать»
Запад за поддержку Израиля. В результате
введения эмбарго странами ОПЕК средняя
цена нефти увеличилась приблизительно с $2 в
1972 году до $11 в 1974 году.
Последняя
волна быстрого повышения цен на нефть
началась в 2003 году, после вторжения США и их
союзников в Ирак и усугубления
политического кризиса в Венесуэле.
11 июля
2008 года нефтяные цены достигли своего пика
в $147 (цена марки WTI), после чего последовало
резкое снижение цены, которое закончилось в
конце 2008 года на отметке немногим более 30$
за баррель.
Далее
мы увидели повышательную коррекцию цен на
фоне сокращения квот странами ОПЕК и
появления первых позитивных данных об
экономике США.
В
настоящее время можно услышать абсолютно
полярные точки зрения относительно
дальнейшего направления движения нефтяных
цен. Однако важно отметить, что большинство
средне- и долгосрочных прогнозов цены нефти,
которые делаются авторитетными
международными организациями, часто
оказываются далеки от реальности.
Среди
факторов, предопределяющих высокую
волатильность и сложность прогнозирования
нефтяных цен, можно выделить следующие:
- в
кратко- и среднесрочном периоде – низкая
эластичность спроса и предложения нефти
по цене;
- действия
биржевых спекулянтов, значительная доля
рынка «бумажных» фьючерсов;
- недостоверные
статистические данные (проблема со
статистикой вызвана, в частности, тем, что
страны, не входящие в ОЭСР, не обязаны
предоставлять соответствующие данные
МЭА и другим организациям);
- влияние
решений ОПЕК на предложение нефти;
- воздействие
нерыночных факторов на предложение нефти
(политические, природные, техногенные
факторы);
- сложность
взаимосвязи между ростом ВВП и ростом
спроса на нефть: в средне- и долгосрочном
периоде спрос на нефть зависит, в том
числе от таких факторов, как структура
экономического роста, научно-технический
прогресс, долгосрочная эластичность
спроса по цене
Как
видно из приведенного списка, существует
целый ряд факторов, действующих в кратко-
или долгосрочном периоде и влияющих на
волатильность и тренд нефтяных цен.
Тем не
менее, попробуем проанализировать ключевые
параметры и тенденции нефтяного рынка,
которые будут определять движение цен в
ближайшей перспективе.
Потребление
нефти
По
нашим расчетам, средний темп роста
потребления нефти за последние 40 лет
составил около 2% в год; в 2007 году общий объем
потребления нефти превысил 85 млн. баррелей
в сутки. При этом за последние 20 лет
среднегодовой прирост мирового
потребления нефти снизился до
приблизительно 1,5% в год. Если говорить о
региональной структуре потребления нефти,
то она также за последние десятилетия в
значительной степени изменилась.
Как
видно из рисунка, важнейшую роль в
увеличении потребления нефти в последние
годы играла Юго-Восточная Азия, и можно
ожидать, что данная тенденция сохранится и
в дальнейшем.
Относительно
отраслевой структуры потребления можно
отметить, что ключевую роль в ней играет
транспортный сектор (в т.ч. потребление
топлива персональными автомобилями). В
будущем ожидается, что роль транспорта в
балансе потребления нефтепродуктов будет
только увеличиваться.
Исходя
из изменений региональной и отраслевой
структуры потребления нефти, не трудно
понять причины возрастающей энергоемкости
и «нефтеемкости» роста ВВП в развивающихся
странах и относительной стабилизации этих
показателей в развитых экономиках.
Полный текст обзора >>>