Российский рынок продолжает бить рекорды падения -- в мае оно составило 58% против 53% в апреле. Автоконцерны уже распродали прошлогодние складские запасы и не могут предложить скидки на машины 2009 года выпуска, которые облагаются повышенными пошлинами.
В то же время автоконцерны и дилеры
заговорили о достижении рынком дна и
постепенном возвращении спроса в сегмент
массовых автомобилей, который обеспечивал
рост до кризиса.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ)
опубликовала данные о продаже новых
автомобилей в январе-мае. Они снизились на
47% -- до 645,2 тыс. штук, а в мае упали сразу на 58%
(самое крупное с начала года падение рынка)
-- до 119,4 тыс. штук. Самым продаваемым брендом
была российская Lada, первое место среди
иномарок заняла Chevrolet, за ней следует Ford и
Nissan (то есть тройка лидеров прошлого месяца
не изменилась).
Российский рынок бьет рекорды падения уже
пятый месяц подряд. В январе продажи
снизились на 33%, в феврале -- на 38%, в марте --
на 47%, а в апреле -- на 53%. В мае более двадцати
брендов в таблице АЕБ показали падение
продаж на уровне 70% и выше. Но если раньше из-за
колебания курса рубля ощутимее всего падал
сбыт японских и корейских брендов, то
теперь 70-процентное падение демонстрируют
любые марки, вне зависимости от их
происхождения,-- Chevrolet, Ford, Nissan, Hyundai, Opel, Mazda,
Mitsubishi, Subaru, Volvo, Chery, Great Wall и ряд других.
Это происходит потому, что большинство
импортеров к весне распродали складские
запасы конца 2008 года и теперь продают
машины 2009 года выпуска, таможенную очистку
которых приходится проводить уже по новым,
35-процентным пошлинам (введены с нового
года, прежняя -- 30%), пояснил вчера глава
российского офиса Ford Найджел Брекенбери.
Сам Ford трижды повышал цены с начала года, и
май был худшим месяцем для компании в
России. Падение не затронуло только марки
Citroen и Hummer, но их сбыт в мае 2008 года был
незначительным.
Автопроизводители уже признавали, что не
смогут предлагать обширных скидок, когда
распродадут прошлогодние остатки (см. "Ъ"
от 14 мая). Они добавляли, что с лета главным
"драйвером" авторынка станет
автокредитование, а впоследствии -- продажи
подержанных машин. Вчера господин
Брекенбери отметил "некоторое оживление
автокредитования в мае", то есть прежние
прогнозы оправдываются.
Вице-председатель АЕБ Мартин Ян вновь
выступил за расширение госпрограммы
автокредитования, предложив увеличить
минимальную цену покупаемой иномарки с
нынешних 350 тыс. до 600 тыс. руб. и допустить в
нее большее количество банков (сейчас
льготные автокредиты выдают только
Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк). Ряд
европейских рынков, напомним, растет в
кризис (например, в апреле выросли продажи в
Германии, Словакии, Чехии, Австрии и Польши,
данные о продажах в Европе за май еще не
опубликованы), поскольку власти этих
государств оказывают рынку масштабную
поддержку (в Германии ее стоимость
оценивается в ?5 млрд, в России -- в 2 млрд руб.).
Ранее Минпромторг также предлагал
увеличить минимальную цену продаваемых
автомобилей, но пока его предложения не
согласованы с Минэкономики и Минфином.
Возможно, что 58-процентное падение
авторынка в мае означает, что он наконец
достиг своего дна, предположил вчера
господин Брекенбери. Во всяком случае,
первую десятку самых продаваемых
автомобилей в таблице АЕБ занимают
массовые автомобили, а именно их покупатель
"двигал рынок вперед до кризиса",
добавляет Михаил Пак из ИФК "Метрополь".
По итогам мая самым продаваемым
автомобилем стала Lada Priora, а самой
продаваемой иномаркой -- Ford Focus. Второе и
третье место в рейтинге популярности
иномарок заняли "бюджетные" Renault Logan и
Chevrolet Lacetti, а в десятку помимо Lada и названных
иномарок вошли также модели Daewoo (Nexia и Matiz). В
январе-феврале в десятке самых продаваемых
иномарок были более дорогие Mazda3 и Toyota Camry.
"Теперь покупатель не смотрит на бренд,
а это может означать, что состояние
российского авторынка с лета будет тяжелое,
но стабильное",-- говорит совладелец
дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. Но
даже если дно пройдено, в июне не следует
ожидать серьезного оживления, полагает
Найджел Брекенбери. Сами автопроизводители
пока не меняют своих прогнозов по продажам
автомобилей в России в целом в 2009 году. У Ford,
например, это 1,4 млн автомобилей, то есть
падение на 67%.