Практически в любой кризисной ситуации, если речь идет о каком-то коллективе или сообществе людей, есть две модели поведения.
Первая основана на знаменитом крике,
провоцирующем, как правило, панику и
усиливающем разрушительный эффект: "Спасайся
кто может!" Второй гораздо более
продуктивен и требует взаимопомощи и
объединения усилий.
При первом подходе кто-то, самые удачливые
или самые сильные, выживают. Но их единицы.
При втором количество выживших существенно
выше. Вступившие в августе в силу поправки в
Закон "О кредитной кооперации" дают
отечественному малому бизнесу шанс пойти
по второму пути. Чтобы в результате "ран",
которые все равно придется считать, было на
теле отечественного предпринимательства
как можно меньше.
Вопрос финансирования, в том числе
заемного, для любого бизнеса в условиях
кризиса всегда стоит очень остро. Для "малышей"
тем более. С ними, особенно теми, что не
имеют собственной кредитной истории,
имущества в залог и прочего обеспечения в
российском банке, практически любом, никто
и разговаривать не станет. Между тем и
правительство, и многочисленные эксперты
единодушно признают: в силу своей
мобильности и повышенной, по сравнению с
другими субъектами экономической
деятельности, адаптивности, малый и средний
бизнес может и должен стать локомотивом в
период кризиса.
Но где можно взять 50, 100 или 150 тысяч малому
предпринимателю, чтобы начать свое дело или
попросту перекрутиться? Если же еще и
учесть, что подобная сумма неинтересна даже
тому банку, который продолжает выдавать
кредиты в нынешних условиях. Это, по сути,
микрокредитование могут обеспечить
кредитные кооперативы. Которые хоть и
действовали в нашем государстве уже
достаточно долгое время, но играли
настолько незначительную роль в экономике,
что мало кто о них слышал, а еще меньшее
количество людей в них участвовало. Если же
учесть, что в силу отсутствия единой
политики регулирования этих субъектов
предпринимательства этой формой
организации не брезговали и мошенники,
выстраивающие свои "пирамиды" и иные
финансовые схемы по отъему денег у граждан,
то вряд ли стоит удивляться, что россияне
относились к кредитной кооперации с
подозрением.
Но даже в этих условиях микрокредитование
через небанковские финансовые организации,
которыми являются и кредитные кооперативы,
сумело показать впечатляющие цифры. Так, на
1 ноября 2008 года их совокупный кредитный
портфель составил 25 млрд. рублей, а
количество обслуживаемых субъектов малого
предпринимательства приблизилось к 400
тысячам. Фактически из действующих в стране
4,5 млн. малых предпринимателей через
небанковский сектор прокредитовался
каждый 10-й. Средний объем микрокредита
составил порядка 60 тысяч рублей, и, что
характерно для этого сектора, уровень
просрочки по кредитам не превышает 3%.
Российские банкиры, что называется, могут
завидовать такой добросовестности
заемщиков. И мало кого останавливало то
обстоятельство, что кредиты в кооперативах
стоили дороже в сравнении с номинальными
ставками по займам в банках. Поскольку
реально работающие предприниматели
прекрасно отдают себе отчет, что реальная
эффективная ставка по банковскому кредиту
не адекватна номинально заявленной, да еще
и при оформлении придется убить кучу
времени и сил, которые можно потратить с
гораздо большей пользой. Стоит признать,
что значение этого показателя при сумме
займа до 100 тысяч на относительно короткий
срок (месяц, два, три) не играет решающей
роли. К тому же члены кооператива,
являющиеся донорами, а не заемщиками,
получают и доход от своих инвестиций выше,
чем по банковскому депозиту. А жизнь наша
непредсказуема: сегодня ты заемщик, а
завтра - финансовый донор для коллег по
кооперативу.
По оценкам экспертов, потенциал
микрокредитования сейчас составляет от 250
до 300 млрд. рублей. И понятно, что в условиях
отсутствия единого правового поля выйти на
такие цифры представлялось малореальным.
Но уже в ближайшее время все должно
радикально измениться. Вступивший в силу в
новой редакции закон должен установить
единые правила игры на этом секторе рынка и
способствовать построению единой и
целостной структуры в рамках всей страны.
Закон установил жесткие требования к
кредитным паевым кооперативам (КПК) в части
объема паевого фонда, гарантиям
устойчивости КПК, прописал систему
государственного контроля и регулирования,
права и обязанности самих пайщиков. Наконец,
четкие формулировки получили сами процессы
создания, реорганизации и ликвидации КПК.
Еще одни новшеством стало то
обстоятельство, что отныне будут
существовать только КПК первого и второго
уровней, и никаких третьих и четвертых
уровней в законе не прописано. И, если
раньше система саморегулирования
кредитной кооперации жила по принципу "кто
в лес, кто по дрова", т.е. формировалась
абсолютно стихийно, то по новому закону КПК
(кроме второго уровня) обязаны быть членами
какой-либо саморегулируемой организации (СРО).
Причем каждый из кооперативов может
состоять только в одной-единственной СРО.
Безусловно, право на выход из СРО остается,
но кооперативам уже запрещено привлекать
новые средства или принимать новых членов в
кооператив в период, когда они уже вышли из
одной СРО и не вступили в другую.
Есть еще много новаций, но самое главное,
что закон, по всей видимости, не разделит
судьбу тех актов, которые принимаются нашей
властью и остаются неработающими из-за
неподготовленности подзаконных актов и
прочих постановлений. Минфин РФ, который
станет госрегулятором кредитной
кооперации, все подзаконные акты и
инструкции подготовил заранее, за что малые
предприниматели могут лишь поблагодарить
сотрудников ведомства Алексея Кудрина.
Неудивительно, что с наведением порядка в
этой сфере деятельности государство
решилось оказать сектору и дополнительную
финансовую помощь. Так, уже в нынешнем году
меры планируется выделить на развитие
системы микрофинансирования примерно 3,5
млрд. рублей из бюджета. Господдержка
микрофинансирования будет осуществляться
в рамках Программы антикризисных мер
Правительства РФ.
В общем, малое и среднее
предпринимательство получило в свои руки
новый и, что особенно важно, хорошо
отлаженный механизм, который должен
объединить усилия предпринимателей и
помочь им не только выжить, но и развиваться
в наше непростое время.
Новички получили около 2 тысяч грантов
Государство в рамках поддержки МСБ
запустило программу грантовой поддержки
граждан, начинающих собственное дело. "На
программу выделено 2,2 млрд. рублей - до 300 тыс.
в одни руки. Уже выдано около 1,5-2 тыс.
грантов. Деньги идут на аренду помещения,
покупку оборудования", - сообщил директор
Департамента государственного
регулирования малого и среднего бизнеса
Минэкономразвития Андрей Шаров. Он также
сообщил, что в рамках микрозаймов бизнес
может рассчитывать в среднем на 500 тыс.
рублей на 3-4 месяца и всего планируется
выдать 15-17 тыс. микрокредитов. Получить
микрофинансирование бизнесмены могут в
органах поддержки малого бизнеса:
региональном фонде поддержки, региональном
министерстве экономики или муниципалитете.