Несмотря на "новые экономические условия", пробок в Москве меньше не стало. А вот сертифицированные мастерские из-за остановки автокредитования сворачивают свой бизнес.
Таким образом, у малых предприятий
появился отличный шанс занять свободную
нишу на рынке и, как подсчитал "МБ",
получить хороший доход.
Повышенный спрос
В кризис мечты о новой иномарке для многих
россиян так и остаются мечтами. Несмотря на
то что автомобили подешевели, а автосалоны
предлагают заманчивые антикризисные
скидки - продажи новых автомобилей падают.
Тем не менее народ пока на машинах ездить
не перестал. Во всяком случае, в Москве и
других крупных городах пробки не исчезают.
Вывод: люди ездят не на новых машинах. Но
каждый, хоть раз имевший дело с автомобилем
не в качестве пассажира, знает простую
истину: не новая техника ломается гораздо
чаще, чем новая. Добро пожаловать в
автосервис!
Но кризис влияет и на выбор автосервиса.
Рядовые автолюбители все чаще предпочитают
официально сертифицированным
авторемонтным мастерским более мелкие,
зато с низкими ценами. Конечно, двигатель
"Мерседеса" местные кулибины вряд ли
переберут, зато помятое крыло вытянут в два
раза дешевле, чем официальные механики. Не
говоря уже о таких мелких вещах, как замена
масла, смена резины и т.д.
Россияне все реже берут автомобили в
кредит, стимулируя спрос на услуги частных
автосервисов. Дело в том, что требование
обслуживания автомобиля только у
официальных ремонтников довольно часто
входило в кредитный договор. При этом
необходимость платить за ТО (ежегодное
техническое обслуживание автомобиля) по 30-40
тыс. руб. и раньше для многих била по
кошельку. Теперь же автолюбители перестали
ругаться с банками по этому вопросу: они
просто делают ТО там, где дешевле. Не
сказать, чтобы качество мелких ремонтов и
ТО при этом существенно снизились. Зато
спрос на недорогие услуги такого рода явно
вырос.
Капитальные издержки
Авторемонтный бизнес невозможен без
помещения. То есть нужен гараж, и желательно
отапливаемый - для работы зимой. Существуют
мелкие автосервисы, слепленные из одного-двух
стандартных боксов в гаражных кооперативах.
К сожалению, такой вариант позволяет
заниматься только шиномонтажом, а потому
для предпринимательства в данной сфере
подходит мало.
Дело в том, что для нормального ремонта в
производственном помещении-гараже должен
быть высокий потолок - метра 4, а лучше 5.
Потому что ремонтируемый автомобиль
желательно подвесить на цепях либо просто
поднять на лапах подъемника на высоту
человеческого роста, то есть на 1,5-2 метра.
Вариант с ямой не подходит: согнувшийся в
три погибели механик вряд ли сделает работу
качественно.
Кроме того, высота потолка обусловлена
еще и тем, что ремонта требуют не только
легковые автомобили, но и мелкие грузовики.
Ремонт грузовой "Газели" по сложности
не отличается от ремонта легковой "Волги"
(двигатели одинаковы). А высота "Газели"
с объемом кузова 16 кубометров составляет по
техпаспорту 2,35 м. Плюс подъем автомобиля на
2 м - вот и набралось почти 4,5 м высоты
потолка. А "Газелей" на дорогах много, и
ломаются они часто.
Помещение, удовлетворяющее указанным
критериям, найти непросто. Немаловажно и
место: автосервис должен быть там, где ездят
автомобили. Места вдоль оживленных
автотрасс давно заняты. А в центре городов
подходящих помещений мало.
Тем не менее варианты есть. Дело в том, что,
несмотря на повышенный спрос, довольно
много автосервисов разоряется. Парадокс
объясняется просто: прогорают либо бывшие
официальные авторемонтники, либо
арендованные автосервисы. Причем первые
даже не прогорают: просто при падении
спроса известные автомобильные бренды
начинают экономить на сертифицированных
мастерских и закрывают их. Здания и
оборудование в таком случае выставляются
на продажу. Хороший вариант "под ключ"
сейчас можно купить за 2,5-3 млн. руб. Для
малого бизнеса это, конечно, дороговато.
Зато можно получить полностью готовую к
работе производственную площадку.
С арендованными же автосервисами надо
быть поаккуратнее. Хозяева помещений не
сильно-то снижают стоимость аренды в кризис.
Зато всегда готовы поднять ее при малейших
признаках улучшения ситуации. Поэтому
арендовать помещение под автосервис не
рекомендуем. Тем не менее скажем, что
затраты на аренду подходящего помещения
площадью 30-40 кв. м сейчас составляют около
20-25 тыс. руб. в месяц. Кстати, если уж
рассматривается вариант аренды, то можно
подумать об аренде "угла" в районе
складов. Они сейчас пустуют и сдаются
дешево, а грузовичков там бегает много.
У малого бизнеса сейчас появилась и
другая возможность: автосервис можно
построить. На некотором удалении от крупных
городов земля вдоль трасс становится
дешевой. А спад на рынке строительства
удешевил стройматериалы и работу. Да и
местные муниципалитеты в связи с кризисом и
антикоррупционной кампанией уже не такие
жадные, как раньше. Строительство
приличного помещения, удаленного менее чем
на 50 км от крупного города, обойдется
примерно в 1 млн руб. При этом стоимость
собственно строительства составит около
600-700 тыс. руб. (включая материалы).
Остальное уйдет на "оформление
разрешительной документации" (чтоб не
сказать "на взятки"). Необходимо
добавить еще 100-150 тыс. руб. на подключение к
коммуникациям. Подведение газа вряд ли
нужно (отапливать будем электричеством), но
вода и тем более электричество в варианте
220/380 вольт - просто необходимы.
Начало работы
Помещение необходимо оборудовать. Прежде
всего необходимы подъемники (их нужно два).
Желательно брать двухстоечные с двумя
электромоторами, грузоподъемностью до 5
тонн. Много почти новых подъемников из
закрывающихся официальных автосервисов
сейчас распродается. И за 70 тыс. руб. вполне
можно приобрести два приличных подъемника
в хорошем состоянии.
Затем необходим шиномонтажный стенд (около
40 тыс. руб.), балансировочный стенд (в районе
50 тыс. руб.) и стенд "сход-развал" (примерно
55 тыс. руб.). Далее листогибочная машина (60
тыс. руб.) и пресс (около 40 тыс. руб.). Еще
потребуется промышленный сварочный
аппарат (30-35 тыс. руб.). А также пара тележек и
множество мелкого инструмента (ключей,
отверток и т.д.). В общем, в 400 тыс. руб. для
оборудования минимального автосервиса (с
доставкой и установкой) уложиться можно.
Дальше - нет предела совершенствованию.
Например, стенд для правки дисков и
барабанов - 80 тыс. руб. Или весьма выгодная
вещь - окрасочная камера. Но и стоит она 450-500
тыс. руб.
Даже в минимальном варианте автосервис
многое может. Помимо банального
шиномонтажа доступен также мелкий кузовной
ремонт и даже переборка двигателей, по
крайней мере у отечественных автомобилей.
Необходимы еще квалифицированные механики
(двое, один из которых по совместительству
будет управляющим) и пара подсобных рабочих.
Суммарные расходы на зарплату с учетом
увеличившихся выплат в фонд социального
страхования - порядка 150 тыс. руб. в месяц.
Итак, первоначальные затраты в
минимальном варианте (арендованное
помещение) составят 400 тыс. руб. (оборудование)
+ 50 тыс. руб. (арендная плата за два месяца) +
150 тыс. руб. (зарплата работников за первый
месяц) + 50 тыс. руб. (регистрация предприятия).
Итого 650 тыс. руб. В случае покупки или
строительства собственного помещения эти
расходы возрастают до 1 млн. 800 тыс. руб.
В переменные ежемесячные расходы следует
записать зарплату (150 тыс. руб.),
коммунальные платежи (20 тыс. руб. -
автосервис потребляет много электричества),
налоги (30 тыс. руб. - см. ниже) и затраты на
расходные материалы и амортизацию
оборудования (20 тыс. руб.). Итого 220 тыс. руб. в
месяц.
Сроки окупаемости
Средний столичный автосервис "без
наворотов" способен приносить в среднем
8-10 тыс. руб. в день. При этом один подъемник
будет использоваться для обслуживания
мелких клиентов ("переобуть" резину,
заменить масло и т.д.), а на втором будет
стоять автомобиль со сложным ремонтом. На
трассе мелкий клиент появляется в среднем
раз в 2 часа, и в день таких бывает 4-5. С
каждого по 1 тыс. руб. - получаем 4-5 тыс. руб. в
день. Сложный ремонт стоит от 10 тыс. руб. и
длится от 2 дней. Это еще 5 тыс. руб. в день.
Итого 240-300 тыс. руб. дохода в месяц, если
работаем без выходных.
Особо следует сказать о налогах.
Предполагается, что будет открыто ИП и
бухгалтерию предприниматель будет вести
сам. Налог по упрощенной ставке составляет
6% от доходов. Или 18 тыс. руб. при указанных
доходах. Повторимся, однако, что автосервис
невозможен без стационарного помещения. А
значит, "на огонек" к предпринимателю
будут периодически заглядывать разного
рода проверяющие. Поэтому на отношения с
государством во всех его проявлениях
следует заложить как минимум 30 тыс. руб. в
месяц.
Теперь - окупаемость. Чистая прибыль в
минимальном варианте оборудования
составляет от 20 до 80 тыс. руб. в месяц.
Поскольку день на день и месяц на месяц не
приходится, то берем средний вариант - 50 тыс.
руб. в месяц. Тогда окупаемость проекта при
арендованном помещении составляет 13
месяцев - чуть больше года. Но при этом над
предпринимателем постоянно висит угроза,
что хозяин помещения выбросит его на улицу,
а "прикормленный" автосервис возьмет
себе. В случае же собственного здания
окупаемость проекта составляет 3 года.
Именно этот вариант представляется
наиболее разумным для старта малого
бизнеса, несмотря на высокие
первоначальные расходы.