"Опасаюсь, что в этом году количество наших пользователей не успеет достичь 1 млрд",-- сокрушается основатель Facebook Марк Цукерберг. В том, что эту планку сеть возьмет в следующем году, ни у кого сомнений нет.
Сегодня Facebook -- самая большая рыба
интернета, заявляющая о своих интересах в
разных сферах: поиска, рекламы, геолокации,
игр, электронных денег и многих других. Facebook
заставляет нервничать местных игроков. Их
беспокойство связано не только с "эффектом
массы" сети. Ошеломляющий рост
последнего времени -- следствие простой и
изящной концепции, от которой нет
противоядия ни у одного из технологических
лидеров. Ее воплощение -- кнопочка Like из
набора социальных плагинов,
проанонсированных Facebook в апреле этого года.
Кнопка Like позволяет одним нажатием не
только выразить отношение к странице, но и
поместить ссылку на нее у себя в Facebook. Всего
за несколько месяцев ее установили около
полумиллиона сайтов, в день Facebook
обрабатывает более 3,5 млрд нажатий на эту
кнопку. Сегодня именно на этой кнопке
базируются планы сети по завоеванию мира.
Местным игрокам остается только повторять:
недавно кнопка "класс" появилась в "Одноклассниках".
Людям нравится "лайкать". Делясь
контентом, они дают понравившимся сайтам
трафик (а значит, деньги). СФ поговорил с
теми, кто быстрее и лучше других поставил
социализацию интернета на службу своему
бизнесу.
Революция GPS
Прийт Томп с друзьями, молодыми
айтишниками, основал свою компанию Cherry. ee
всего полгода назад. Пошел за модным
трендом -- успехом американского Groupon и
бодрым стартом российского Darberry, воссоздав
их бизнес-модель в Эстонии. Как и эти
ресурсы, Cherry. ee предлагает своим
посетителям всего один товар или услугу, но
каждый день разные и с большими скидками.
Кроме популярности идеи, за которую взялся
Cherry, у проекта есть и еще одна интересная
особенность: значительную часть бизнеса
ему помогают делать пользователи Facebook.
В крохотной Эстонии живут менее 1,5 млн
человек. Активных пользователей Facebook в ней
200 тыс. Количество же фанатов Cherry уже
перевалило за 15 тыс. и продолжает расти. Для
сравнения: у российского Panasonic всего 870
фанатов, у Samsung -- чуть больше 500. Это при
населении России 140 млн человек и 1,5 млн
активной аудитории Сети, которая растет как
на дрожжах. "Сейчас мы занимаем четвертую
позицию в рейтинге страниц эстонских
брэндов,-- рассказывает Томп.-- Выше Cherry
только тяжеловесы вроде пивных компаний с
солидной историей и бюджетом". Сегодня
Facebook дает проекту примерно четверть всего
трафика. Такой же вклад вносит в бизнес,
генерируя пропорциональную часть выручки.
Подобные результаты не потребовали больших
инвестиций. Приобрести эти позиции в Facebook
стоило менее $3 тыс. Костяк аудитории --
первые 5 тыс. подписчиков на страницу сайта
в Facebook -- проект привлек всего за пять
дней, объявив тизерную кампанию, призовой
фонд которой увеличивался на 10 тыс. крон ($800)
с каждой новой тысячей подписчиков. Для
поддержки акции крутили рекламу на Facebook,
помогали всеми доступными офлайн-средствами.
В результате количество пользователей
подсчитать было очень просто: 1 тыс. человек
в день. Затем начался "органический рост",
и за следующие три летних месяца
аудитория утроилась.
В Cherry говорят, что хотят довести
количество своих фейсбучных фанов до 10%
всех эстонских пользователей Facebook. Тогда,
по словам Томпа, можно быть уверенным, что
практически все население страны так или
иначе будет знать о проекте и его
предложениях. "Не останется ни одного
человека, у кого бы не оказалось друга,
коллеги или родственника, состоящего в
нашем фан-клубе",-- подсчитывает Томп.
Подсказка друга
Компанию Levi's многие считают
консервативным игроком рынка одежды.
Однако весной 2009 года Levi's стала одним из
первых e-tail-игроков, который интегрировал
онлайн-бизнес с Facebook, причем постарался
выжать из них максимум возможного. Компания
включилась в эксперимент по приглашению
Facebook. К запуску социальных плагинов в
апреле 2010 года, сердцем которых стала
кнопка Like, сеть пригласила 30 компаний, чтобы
те провели интеграцию с этими решениями
к моменту анонса технологии. Сегодня, зайдя
на Levis.com, пользователь может
воспользоваться "подсказкой друга" --
выбрать версию магазина, где все модели
подобраны с учетом симпатий ваших друзей.
Точнее, с учетом того, какие модели они
активно "лайкали".
Levi's Friends Store -- магазин нового типа. "Лайкая"
понравившиеся им модели, друзья превращают
сайт в рекомендательную сеть: на витрине
Levi's Friends Store вы увидите не то, что решит
торговец, а то, что нравится близким вам по духу
и вкусам людям. Возможности социальных
плагинов этим не ограничиваются. Отметив
значком Like определенные модели, вы
попадаете на карандаш к торговцу, и дальше
все зависит только от его творческой мысли.
Например, он может сообщать вам о скидках на
понравившиеся модели, а также продолжать
развивать рекомендательную систему,
базирующуюся на выборе друзей.
"Нам действительно очень нравится Facebook
и мы рады, что благодаря ему можем совершить
революцию в онлайн-шопинге",-- говорит
Меган О'Коннор, директор Levi's по маркетингу
в интернете. Levi's пришла в Facebook в июле 2009 года,
без малого за год обзаведясь 290 тыс. фанатов.
За три летних месяца 2010-го благодаря
кнопке Like и Levi's Friends Store компании удалось
удвоить эту цифру, доведя число подписчиков
на свою страницу в Facebook до 570 тыс. человек.
Лучше поздно
"Когда нормальные люди создают сайт,
они сначала делают нормальный бюджет,--
говорит главный редактор онлайн-издания
"Частный корреспондент" Иван
Засурский,-- оставляют деньги на разные
социальные штучки, продвижение. А у меня
этих денег не осталось". Теперь Засурский
считает, что ему повезло. Пока все создавали
собственные маленькие социальные мирки, он
этого не делал и сегодня очень этому рад.
Засурский заместил то, чего нет у него,--
сообщество, горизонтальные коммуникации
между пользователями, рейтинги статей и
системы "вброса" своего контента в
чужие социальные миры -- одним элементарным
в установке плагином от Facebook.
Сегодня у страницы "Часкора" в Facebook
одна из самых больших аудиторий фанатов
среди российских СМИ. С другой стороны,
это всего около 7 тыс. человек, что по
сравнению с общей аудиторией любого "большого"
онлайн-СМИ -- просто слезы. Но дело в том,
что этими несколькими тысячами человек
дело не заканчивается. С них все только
начинается. "Это мой "передовой отряд",--
говорит Засурский.-- Я называю их "агентами".
Моя задача -- поставлять им свежий товар,
и очень важно, чтобы он им понравился. Тогда
они приводят пользователей". К тому же
распространение ссылок -- прерогатива не
только этих 7 тыс. человек. "Лайкнуть"
заметку может любой пользователь,
пришедший на сайт и традиционными путями.
Главное, чтобы было желание "лайкать" --
показывать друзьям действительно
заинтересовавший пользователя контент.
"Сейчас меняется вся медийная игра,--
объясняет Засурский.-- Медиа становятся
социальными. На первое место выходит
собственно читатель, его интерес к контенту
и желание им делиться. Это очень простая
идея. Нужно искать и угадывать темы, которые
пользователи захотят распространять.
Необходимо также работать с ними лучше
других -- например, быстрее". В этом
смысле, считает Засурский, Facebook лишь
грамотнее проявляет сущность медиа, очищая
их от второстепенного: умение искать темы и
работать с ними так, чтобы хотелось этим
поделиться.
Очередь за тапками
"Чем тяжелее камень, тем шире круги по
воде,-- говорит Алиса Чумаченко, основатель
и генеральный директор компании Game Insight.--
Уже к февралю следующего года на Facebook
придется 10% всех пользователей Рунета. Как
показывает практика, на большинстве рынков
после преодоления этой отметки у сети
начинался взрывной рост".
Российские игроки проспали момент, когда
глобальная сеть открыла свой API для
сторонних разработчиков. Поэтому сейчас в
глобальном Facebook более 10 тыс. игр, а
сделанных российскими командами по пальцам
можно перечесть. Game Insight, одна из них,
запустила первый проект весной. Но и у
подобного отставания есть свои бонусы.
"Кто первый встал, того и тапки",--
характеризует Чумаченко формулу успеха на
рынке приложений для соцсетей. Чем меньше в
сети контента, тем больше шансов увлечь
пользователей. До недавнего времени
российские разработчики предпочитали
осваивать Клондайк недавно открывшихся
местных сетей: "В контакте", Mail.ru, "Одноклассники".
Сегодня настал черед российского сегмента
Facebook: его кириллический сегмент с месяца на
месяц окажется идеальным местом для того,
чтобы воплотить поговорку про тапки.
Социальный ключик
"Сегодня большинство людей выбирают
игры не ради достижения игровой цели и не
ради погружения в выдуманный мир, а всего
лишь как способ поддержания коммуникации,--
говорит Виктор Захарченко, исполнительный
директор компании Drimmi, производителя
социальных игр.-- Смысл таких игр --
взаимодействие людей". Эта мысль хорошо
укладывается и в пространство тезисов
Засурского. СМИ -- теперь тоже игра, где
пользователи делятся контентом не столько,
чтобы быть информированными, а чтобы
поддерживать связи друг с другом и
актуализировать свой статус.
Идею социальности и пользовательского
отбора как универсального механизма и
несет Facebook на любой рынок. Это ядро новой
модели поиска, где результаты не выдаются
на основе механического учета ссылок, а
представляют отсортированные людьми
страницы. Это продвижение бизнеса, где
выручка базируется на желании человека
порекомендовать продукт, сервисов ответов
на вопросы, где знание формируется
коллективно. А также социальных игр,
электронной коммерции, шопинга и многого
другого, чем сейчас активно занимается Facebook
и в основе чего лежит все та же кнопка Like.
МЫСЛЬ
Сегодня настал черед российского
сегмента Facebook: его кириллический сегмент с
месяца на месяц окажется идеальным местом
для того, чтобы воплотить поговорку про
тапки
ЦИФРЫ
4 рынка еще предстоит завоевать Facebook:
Китай, Южная Корея, Япония и Россия. На
каждом из них сеть ждет борьба с сильными
местными игроками.
$800 млн превысила выручка Facebook в 2009 году.
Ожидается, что в 2010 году она перевалит за $1 млрд
и достигнет отметки $1,3 млрд.