Падение ставок по автокредитам началось в январе; сейчас темп ускоряется. Но потребителю рано радоваться. Падение затронуло не все кредитные продукты, а лишь долгосрочные. По наиболее популярным трехгодичным автокредитам ставки никакого желания упасть пока не проявляют.
Кроме
того, в долгосрочный кредит обычно берут
дорогостоящие автомобили, а они не
экономичны. Тем не менее, есть шанс, что к
концу года ставки на все виды автокредитов
серьезно упадут.
По состоянию на 25 февраля 2013 года по
сравнению с 25 января средняя ставка по
программам автокредитования на 6 и 7 лет
снизилась на 0,73% и 0,78% соответственно.
Сегодня за долгосрочные автокредиты
российские банки просят соответственно 20,3%
и 10,2%. Долгосрочные автокредиты начали
дешеветь еще в январе, но сейчас темп
снижения ставок по ним заметно ускорился и
достиг наибольших значений за последние 12
месяцев.
По краткосрочным автокредитам—на 1-3 года—ситуация
иная. В феврале удешевление оказалось
незначительным; всего 0,23%. Сегодня средняя
плата за краткосрочный автокредит
составляет 17,47% годовых. Однако, осенью
прошлого года она зашкаливала за 18%, так что
снижение все же есть. Причем сильнее всего
краткосрочные автокредиты дешевели в
январе (на 0,3%). По среднесрочным
автокредитам—на 3-5 лет—ставки не меняются.
Уровень 19,7-20,0% стоит, как влитой.
Не сезонность ли это? Нет, поскольку
сезонное падение ставок на автокредиты
случается обычно глубокой осенью—в ноябре.
После новогодних праздников и в преддверии
весны желание купить или поменять
автомобиль у потребителей наоборот
просыпается. Однако, нынешний сезон стал
исключением: осенью ставки упали
незначительно, зато сейчас темп падения
ускоряется.
Производители и продавцы автомобилей
связывают происходящее с серьезным (уже на
7% против обычных сезонных 3,5-4%) падением
спроса. В 2012 году действовал фактор
удовлетворения отложенного из-за кризиса
спроса. Теперь он кончился: кто хотел купить
машину, сделал это в прошлом году, пусть
даже и осенью. Новой волны спроса на авто не
наблюдается, да ей и неоткуда взяться.
Трехгодичная динамика соотношения
инфляции и темпа роста зарплат (инфляция:
+19%, зарплаты: +15%) говорит о том, что накопить
на первый взнос и выплаты по автокредиту
людям стало сложнее. Да и вкус к потреблению
дорогостоящих товаров длительного
пользования это соотношение отбивает.
Конечно, банки будут сопротивляться до
последнего, о чем и говорит «замораживание»
ставок по среднесрочным кредитам. Но для
сегмента дорогих машин, продаваемых в
долгосрочный кредит и для мало популярных
краткосрочных кредитов движение налицо.
Можно посоветовать желающим приобрести
автомобиль в кредит подождать. Когда банки
убедятся, что весенний всплеск спроса
оказался незначительным, они всерьез
задумаются над снижением ставок по всему
спектру автокредитов. К осени трехгодичный
автокредит под 14% годовых может стать
реальностью, как это было в 2007-м.