Федеральная антимонопольная служба (ФАС) теперь всерьез взялась за торговые сети. За место на полке, спохватились антимонопольщики, нужно платить огромные деньги, так что небольшим производителям в регионах вход в крупные магазины заказан. Страдают и потребители, которые таким образом лишаются недорогих товаров. Вчера бизнесмены и чиновники обсуждали готовящийся закон "О розничной торговле", но к согласию так и не пришли.
Политикой крупных торговых сетей и их ассортиментом ФАС всерьез заинтересовалась в октябре этого года. Тогда глава службы Игорь Артемьев заявил, что крупные сетевые магазины ущемляют в правах российских сельхозпроизводителей, заставляя их платить огромные деньги за место товара на полке. Он сообщил, что сейчас "такая ситуация существует везде", а в некоторых регионах власти даже сно-сят продовольственные рынки, чтобы освободить место для сетевого супермаркета. По словам Артемьева, ритейлеры сначала низкими ценами "убивают вокруг всех конкурентов", а потом поднимают цены.
Сложа руки глава ФАС сидеть не собирался. "Если и дальше торговые сети будут душить наших сельхозпроизводителей, наш малый бизнес, то мы будем реагировать", - пригрозил Артемьев. И сразу же предложил относить к региональным монополистам торговую сеть, занимающую 5-8% рынка. Предложение радикальное, если учесть, что сейчас монополистом может быть признана компания с долей рынка не менее 35%.
К процессу уже подключилось Минэкономразвития, которое готовит закон "О розничной торговле". Но, чтобы потом предприниматели не говорили, что с ними не посоветовались, вчера их пригласили на "круглый стол".
- Супермаркеты предъявляют высокие требования к упаковкам поставщиков, - бодро начал замначальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Тимофей Нижегородцев. - У нас мало производителей, которые отвечают этим требованиям.
- Качество сельской продукции наравне с западной, - поддержал коллегу замдиректора департамента регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза Сергей Сухов. -Производить мы научились, а вот продажа - наша головная боль. Но наше сельское хозяйство готово обеспечивать товарами магазины.
- Мы продаем молоко в разлив по 6 рублей, а у вас на прилавках оно - по 14, - продолжал негодовать Сергей Сухов.
- Крупные компании не покупают молоко в разлив, - президент ТД "Копейка" Александр Самонов с трудом скрывал улыбку.
Видя, что чиновник смутился, он бросился в атаку. Проблема регулирования розничной торговли надуманна, объявил Самонов. "Да мы карлики по сравнению с некоторыми поставщиками! - заявил он, а другие дружно закачали головой. - Это миф, что супермаркеты получают огромные деньги". А то, что цены высокие, так это природа бизнеса. И вообще нечего властям лезть в дела рынка.
- А как же бонусы, за которые платят поставщики? Все эти косвенные выплаты, которые вы навязываете, - попытался исправить ситуацию Нижегородцев.
- За рубежом все то же самое, - заявил президент "Копейки". - И никто не вмешивается в дела бизнеса.
В ФАС сдаваться не собирались. Тимофей Нижегородцев привел пример, когда торгующая сторона разрывала контракты с поставщиком. От этого поставщики чувствуют себя неуверенно, заключая договоры. "Надо строить отношения так, чтобы поставщики могли строить планы на долгосрочную перспективу", - принялся перечислять претензии Нижегородцев. Следующим предложением было проводить закупки на тендерной основе.
- Приглашаю вас посетить мои магазины. Мы вам покажем, что проводим конкурсы по закупке, - и тут не растерялся президент "Копейки".
- Спасибо за приглашение, - обрадовался чиновник из ФАС. - Так совпало, что как раз с понедельника наше ведомство начинает проверку ваших магазинов.
Дискуссия так и закончилась ничем, к компромиссу участники "круглого стола" так и не пришли. Так что у главы ФАС Игоря Артемьева есть весомый повод претворить все свои угрозы в жизнь.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ новостей бизнеса и экономики,
выходящую совместно с бизнес предложениями
России и стран ближнего и дальнего зарубежья.