Экономические круги взбудоражены: министр финансов Алексей Кудрин предложил пересмотреть принципы накопления и расходования доходов от продажи российской нефти, которые сейчас аккумулируются в Стабилизационном фонде. Министр также настаивает на раздельном учете нефтегазовых и иных доходов федерального бюджета, так как его сильно беспокоит чрезмерная зависимость последнего от «углеводородных денег».
По мнению Алексея Кудрина, в случае сохранения нынешней политики использования нефтедолларов России не миновать повторения кризиса 1998 года и уж точно не слезть с пресловутой нефтяной иглы. А такая стойкая зависимость от углеводородов, по мрачным прогнозам Минэкономразвития и Министерства природных ресурсов, чревата просто-таки катастрофическими перспективами: платежный баланс страны может стать нулевым или отрицательным, доходы от нефти все равно в итоге резко сократятся. И не важно, почему: то ли цена на баррель на мировом рынке рухнет (правда, стоимость барреля во все времена то падала, то росла как на дрожжах), то ли в России запасы нефти будут исчерпаны (как считает Минприроды, этот неприятный момент настанет в 2046 году).
Чтобы избежать столь печального, можно даже сказать трагического исхода Алексей Кудрин предлагает заменить нынешний Стабфонд новым фондом — на сей раз Нефтегазовым. В новую кубышку, согласно предложениям главы Минфина, должны поступать почти все доходы от продажи углеводородов, в том числе и газа (исключение делается только для акцизов на нефтепродукты). Новый Нефтегазовый фонд предлагается разделить на две части — Резервный и Фонд сбережений. Первый должен играть роль «кислородной подушки» для российских властей в случае, если цена на нефть упадет ниже $40 за баррель. А Фонд сбережений (его, только под именем Фонда будущих поколений, поручил создать правительству Владимир Путин) должен быть предназначен исключительно для инвестирования.
В резервной части Нефтегазового фонда должно аккумулироваться 7–10% ВВП. Если доходов будет больше, то они пойдут в Фонд сбережений. Напомним, что сейчас размер Стабилизационного фонда (2,19 трлн. рублей) составляет около 8% ВВП, и, как ожидается, 10-процентного уровня (3,067 трлн. рублей) он достигнет к 2008 году.
Деньги из Резервного фонда предлагается вкладывать через ЦБ в облигации государств с инвестиционным рейтингом не ниже «А» по методологии Standard & Poors. Фонд сбережений можно будет инвестировать в акции международных компаний, а для размещения можно привлекать частные управляющие компании, которым отдадут 5–10% средств Фонда сбережений. Все остальные деньги будет размещать тот же ЦБ.
Алексей Кудрин, говоря о своих предложениях, упирает на заботу о будущем: «Вопрос не в арифметических действиях. На какие цели направлять Фонд будущих поколений? Хотим ли мы исчерпаемые природные ресурсы оставить в часть доходов будущим поколениям или потратить сейчас? Вот эту политическую стратегию нам еще предстоит определить, будет ли это фонд ближайших или нынешних поколений, и тогда решить, как делить наш Нефтегазовый фонд».
Мнения экономической и политической общественности относительно новых идей министра финансов разошлись. Кто-то безоговорочно поддержал Кудрина, кто-то готов закидать его камнями. Но отметим, что Алексей Леонидович весьма последователен в своем желании «изъять и не дать потратить». Ранее он уже добился создания Стабфонда и предлагал верстать федеральный бюджет без учета нефтяных денег.
Давайте на секунду представим себе, что сценарий Минфина полностью воплотился в жизнь. Бюджет страны из профицитного становится дефицитным, в результате чего сокращаются социальные программы, замораживается или сводится к минимуму рост зарплат и пенсий, урезаются государственные инвестиции. Затем госрасходы начинают медленно расти, если цены на углеводороды не будут падать. И так на протяжении многих лет.
Вдруг цены на нефть обваливаются. Нефтяные деньги находятся в ценных бумагах, и чтобы заткнуть дырки, их придется продавать. И вот здесь возникает проблема: объем продаж ценных бумаг так велик, что может обрушить рынок, поэтому продать много, быстро и дорого не получится. То есть дефицит бюджета покрыть будет невозможно.
Зачем городить все эти огороды с фондами? Ответ простой: лучше всего изъять деньги из экономики, не искать способы их эффективного расходования, не думать над тем, как умерить аппетиты чиновников и ведомств. Нет денег — нет проблемы.
Но ведь это позиция страуса. Она хороша, когда у тебя маленькая страна с развитой демократией вроде Норвегии. Но России, где территория меряется тысячами Норвегий, а дорог меньше, чем в любой развитой европейской стране, где каждую зиму лопаются трубы отопления и замерзают люди, где есть дефицит электроэнергии и газа, страусиные маневры не нужны. Мало того, они просто опасны.
Единственный позитивный эффект от инициатив Кудрина состоит в том, что они вызовут в конечном счете маленький рукотворный экономический кризис в стране, благодаря которому чиновники, может быть, начнут шевелиться и делать что-то для страны. Но может, не надо доводить дело до этого? Может, Минфину напрячься и разработать хотя бы одну программу или предложение, направленное на развитие экономики? На то, чтобы у нас в конце концов нефть и газ после 2046 года не закончились.
Страус — красивая птица, быстро бегает, а если ее приготовить, даже вкусная. Но не орел: летать не может...
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ новостей бизнеса и экономики,
выходящую совместно с бизнес предложениями
России и стран ближнего и дальнего зарубежья.