ФСФР предлагает изменить налогообложение компаний-нерезидентов, имеющих российских собственников
ГЛАВА Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин высказал мнение, что необходимо внести изменения в законодательство с целью определения статуса мегарегулятора на финансовых рынках. Причем Конституцию, по его мнению, менять не придется.
По задумке главы ФСФР, статус российского мегарегулятора может быть либо в виде некоммерческой организации, либо как юридическое лицо публичного права. Причем в последнем случае будет необходимо вводить понятие юридического лица публичного права в российское законодательство. "Существующая сегодня система очень негибкая, все органы исполнительной власти создаются по принципу министерства", - считает Олег Вьюгин.
Отметим, что вопрос о создании единого федерального органа регулирования финансовых рынков ставился еще в прошлом году. Тогда автором законодательных предложений выступил депутат Государственной Думы Валерий Зубов, который предложил реализацию задач государства в сфере регулирования и контроля предпринимательской деятельности на финансовых рынках возложить на единый федеральный орган регулирования финансовых рынков, который не является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свои полномочия независимо от них. Правда, Олег Вьюгин предвидел, что законопроект о мегарегуляторе на финансовых рынках, внесенный в ноябре 2006 года в Госдуму депутатом Валерием Зубовым, не пройдет ни одного чтения. Еще ранее глава ФСФР отмечал, что в этом законопроекте не решена главная проблема - статуса мегарегулятора. "Это должен быть орган вне органов".
В то же время глава ФСФР придерживается мнения, что рано или поздно мегарегулятор на финансовом рынке придется создавать, и надзор за банками будет выведен из Центрального банка. Нужно изменить существующую сегодня систему двойного лицензирования финансовых организаций, а также двойной арбитраж при регулировании деятельности на финансовых рынках. Впрочем, с созданием мегарегулятора нельзя спешить и резко "ломать" существующую сегодня систему, добавил он.
Не осталась без внимания ФСФР и система налогообложения в России, поскольку Олег Вьюгин направил в Министерство финансов России предложения по ее реформированию. "Я отправил предложения в минфин и написал, что нужно сделать с налоговой системой в России, чтобы не было тяги использования офшоров для сделок с капиталом", - сказал он.
Надо отметить, что свои предложения по реформированию системы налогообложения Олег Вьюгин изложил, взяв за основу консультации с некоторыми профучастниками рынка, которые подтвердили, что если система будет построена таким образом, то они, профучастники, откажутся от использования офшоров.
По мнению главы ФСФР, все транснациональные компании имеют "национальную прописку". "У них национальная прописка в тех местах, где они когда-то возникли". Подобным образом должны поступать и российские компании, "нужно, чтобы они росли из России", а не строили свой бизнес в офшорах, считает Олег Вьюгин. Причем если российская компания работает под юрисдикцией какого-либо офшора, "потом ей будет трудно сделать шаг назад", добавил он.
На самом деле статистика ФСФР говорит, что в 2006 году в России было проведено 21 IPO, из указанных размещений 7 проводились на российском рынке за счет размещения на российских биржах обыкновенных акций. Еще 6 IPO были проведены по схеме параллельного размещения, при котором одновременно обыкновенные акции предлагаются московским инвесторам и депозитарные расписки предлагаются в Лондоне. К тому же, отмечает Олег Вьюгин, за исключением IPO "Роснефти", все привлеченные от таких размещений средства пошли на развитие производства российских компаний и не пошли акционерам. Причем из указанных IPO 2 размещения были проведены только на зарубежных площадках. Правда, это было до вступления в силу нового правила ФСФР, обязывающего компании размещать 30 процентов акций внутри России. Именно за счет этих 2 IPO, по словам главы ФСФР, было привлечено 1,5 миллиарда долларов и все они пошли на инвестиции в российские компании. А вот 6 компаний провели размещение акций, по выражению Олега Вьюгина, по схеме Morgan Stanley, когда российские активы регистрируются под юрисдикцией Голландии или Люксембурга и затем проводится размещение акций "таких компаний-масок" на Лондонской фондовой бирже.
Однако пока непонятно, как отнесется минфин к предложению главы ФСФР по системе налогообложения. Сам Олег Вьюгин считает, что минфин боится так радикально подходить к реформированию системы налогообложения.
В то же время, говоря о инициативе минздравсоцразвития по пенсионной реформе, которая предлагает свертывание до 2013 года накопительной пенсионной системы, глава ФСФР Олег Вьюгин высказался весьма негативно. Он считает, что эта инициатива минздравсоцразвития по отмене управления средствами накопительной части пенсии "молчунов" Внешэкономбанком "плохо пахнет". По его мнению, "государство не имеет права объявлять крупные реформы, а потом брать их и сворачивать". Причем, как подчеркнул Олег Вьюгин, в данном случае государство не может вести себя как ребенок, который воздвигает из игрушек пирамиду, и после того как она ему не понравилась, берет и смахивает ее.