Теоретически нанести вред маленькой экономике недружественной страны можно. Но это вряд ли понравится ее торговым партнерам и иностранным инвесторам.
Эстонская
экономика невелика даже по сравнению с
другими малыми странами Европы. В том числе
с прибалтийскими соседями - Литвой и
Латвией. Если взглянуть на эстонский ВВП,
рассчитанный по паритету покупательной
способности (ППС), то по величине он ближе
всего к показателю любимого российским
бизнесом Кипра. Из неевропейских стран
сопоставимыми масштабами экономики
обладают, например, островное государство
Тринидад и Тобаго и африканская
Экваториальная Гвинея.
Российский
ВВП превышает по размеру эстонский более
чем в 70 раз. Прибалтийская страна сравнима
по размеру экономики с отдельными, не
самыми крупными регионами России - например,
Ростовской или Нижегородской областями.
Правда,
в относительных величинах Эстония
смотрится куда более выигрышно. В стране
живет всего лишь около 1, 3 млн человек. И в
расчете на душу населения ее ВВП опережает
показатель не только России, но и вообще
всех стран бывшего СССР. В начале 90-х годов
страны Балтии быстрее и решительнее
избавляли свою экономику от бремени
социализма, в частности приватизировали
почти всю госсобственность и реформировали
ЖКХ. В 1999 году Эстония вступила в ВТО, а три
года назад вместе с обоими прибалтийскими
соседями стала полноправным членом ЕС.
На
Перевале. Экономики стран Балтии очень
открытые, и Эстония не является исключением.
Ее дефицит баланса текущих операции за
последние шесть лет увеличился в 5, 8 раза и в
прошлом году достиг 30, 4 млрд крон ($2, 44 млрд)
или почти 15 % ВВП. Но основным партнером
Эстонии остается Евросоюз: на него в
прошлом году приходилось 65 % экспорта и 73 %
импорта.
Главное
естественное преимущество страны - ее
географическое положение. Через ее
территорию идут грузопотоки с Запада на
Восток и обратно. Примерно три четверти
транзита - это нефть и нефтепродукты. В свою
очередь на транспорт и связь приходится
солидная часть добавленной стоимости -
более 12 %, что сопоставимо с долей
обрабатывающей промышленности (16, 7 %).
Казалось бы - вот он, рычаг влияния на
недружелюбные эстонские власти.
Примечательно, что на минувшей неделе "Российские
железные дороги" изменили график
поставки грузов, в том числе нефти, в страны
Балтии. Правда, при этом в компании
сослались на ремонт участка Октябрьской
железной дороги и отвергли подозрения в
политической подоплеке решения.
Не
секрет, что российский бизнес недурно
зарабатывает на транзите через Эстонию. В
частности, значительная доля нефтяного
транзита приходится на структуры "Северстальтранса"
и швейцарскую Gunvor Services. Последнюю многие
связывают с именем предпринимателя
Геннадия Тимченко, вхожего в "питерские
круги". Свой капитал на эстонском
транзите построили и другие российские
бизнесмены. Например, Евгений Малов и
Андрей Катков, владеющие активами порта
Силламяэ. А также Рустам Аксененко - ЗЗ6-й в
рейтинге миллиардеров "Ф. " , сын экс-главы
Министерства путей сообщения.
ГОСТИ С
Севера. Справедливости ради нужно сказать,
что российские вложения в эстонскую
экономику довольно малы. А вот вливания
капитала из Северной Европы настолько
масштабны, что иногда причудливо
отражаются на статистике. Например, в 2005
году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
в эстонскую экономику подскочил в три раза
из-за того, что шведский Swedbank купил
эстонский банк Hansapank. В прошлом году Швеция
также стала крупнейшим источником ПИИ,
вложив в Эстонию примерно половину от общей
суммы $1, 6 млрд. Финляндия заняла второе
место с $428, 4 млн. Россия с заметным отрывом
отстала: $89, 3 млрд. На конец прошлого года
накопленных российских ПИИ в Эстонии было
всего $369 млн - немного, даже если учесть, что
российский бизнес любит надевать офшорную
личину. Для сравнения - Швеции и Финляндии
владение активами в прибалтийской стране
обошлось соответственно в $8, 4 млрд и $3, 5
млрд.
России
нужно укреплять собственные порты и флот. И
делать это ради собственной экономической
выгоды, независимо от того, как
складываются отношения с Эстонией и
другими странами Балтии. Ведь сейчас почти
четверть нефтегрузов, транспортируемых
через Балтийское море, проходит через
Таллин. На латвийские Вентспилс и Ригу
приходится около 25 %, а в Санкт-Петербурге
переваливается пока лишь 15 % нефтегрузов.
***
Жестко
реформировав экономику в 90-е годы, Эстония
вышла на стабильно высокие темпы роста.
***
Абсолютная
величина эстонского ВВП очень мала, зато в
расчете на душу населения -не хуже, чем у
России, Польши и Казахстана.