Поправки, стимулирующие инновации, готовятся ко второму чтению. Скоро Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о налоговых льготах для инновационных предприятий, научных и образовательных учреждений.
Предлагаемые поправки
предусматривают внесение изменений в три
главы Налогового кодекса "Налог на
добавленную стоимость", "Налог на
прибыль организаций" и "Упрощенная
система налогообложения". Законопроект,
по сути, представляет собой урезанный и
сокращенный вариант налогового пакета,
ранее предложенного членом бюджетного
комитета Оксаной Дмитриевой совместно с
группой депутатов, теперь внесенный от
имени кабинета министров.
Итак, какие изменения
содержатся в предложенном проекте? Во-первых,
по налогу на добавленную стоимость
предлагается предоставление льготы в виде
освобождения от обложения налогом услуг, за
исключением посреднических, по передаче,
предоставлению патентов и лицензий,
связанных с объектами интеллектуальной
собственности (за исключением товарных
знаков). Кроме того, определяется перечень
освобождаемых от налогообложения
выполняемых организациями научно-технических
и опытно-конструкторских работ,
относящихся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции.
Во-вторых, проектом
федерального закона расширяется перечень
научных фондов, полученные из которых в
рамках целевого финансирования средства не
учитываются при определении налоговой базы
по налогу на прибыль организаций.
Правительство наделяется полномочиями по
определению такого перечня фондов.
В-третьих, плательщикам
налога на прибыль организаций
предоставляется право в отношении
амортизируемых основных средств,
используемых только для осуществления
научно-технической деятельности, к
основной норме амортизации применять
специальный коэффициент, но не выше 2.
Напомним, что согласно
действующему законодательству не подлежат
обложению налогом на добавленную стоимость
операции по выполнению научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ за счет
средств бюджетов, а также средств
Российского фонда фундаментальных
исследований, Российского фонда
технологического развития и образуемых для
этих целей в соответствии с российским
законодательством внебюджетных фондов
министерств, ведомств, ассоциаций. От НДС
также освобождены научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы,
выполняемые учреждениями образования и
научными организациями на основе
хозяйственных договоров. Не учитываются
при определении налоговой базы по налогу на
прибыль доходы в виде средств, полученных в
рамках целевого финансирования из
Российского фонда фундаментальных
исследований, Российского фонда
технологического развития, Российского
гуманитарного научного фонда, Фонда
содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере, Федерального
фонда производственных инноваций. При
определении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций признаются расходы,
относящиеся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции.
Расходы
налогоплательщика на научные исследования
и опытно-конструкторские разработки,
осуществленные в форме отчислений на
формирование Российского фонда
технологического развития, признаются для
целей налогообложения прибыли организаций
в пределах 0,5 процента доходов
налогоплательщика.
Согласно поправкам для
увеличения объемов фонда технологического
развития предельный размер отчислений на
формирование таких фондов повышается с 0,5
до 1,5 процента доходов налогоплательщика.
Кроме того,
законопроектом предусматривается включить
в перечень расходов, которые уменьшают
полученные доходы налогоплательщика при
применении упрощенной системы
налогообложения, расходы на патентование и
расходы на научные исследования или опытно-конструкторские
разработки.
Согласно экспертным
расчетам, выпадающие доходы бюджетной
системы от реализации положений
законопроекта в условиях 2007 года могут
составить 2812,76 миллиона рублей. В том числе
за счет освобождения от обложения налогом
на добавленную стоимость операций по
реализации патентов и лицензий, связанных с
объектами интеллектуальной собственности,
бюджет недосчитается 220,5 миллиона рублей.
Применение налогоплательщиками
коэффициента ускоренной амортизации
имущества, используемого для осуществления
научно-технической деятельности, обойдется
казне в 1212,16 миллиона рублей. Увеличение
норматива расходов в форме отчислений на
формирование Российского фонда
технологического развития и других фондов -
в 1127,3 миллиона рублей. Расширение перечня
затрат, на которые налогоплательщик,
применяющий упрощенную систему
налогообложения, уменьшает полученные
доходы, - в 252,8 миллиона рублей.
Комитет Госдумы по
образованию и науке считает, что
законопроект не в полной мере отвечает
требованиям Послания президента
Федеральному Собранию в части обеспечения
возможности для "серьезного шага к
стимулированию роста инвестиций в
производственную инфраструктуру и в
развитие инноваций". "Точечные"
льготы не обеспечат создания такой
инновационной среды, "которая поставит
производство новых знаний на поток".
Предлагаемые правительством меры по
стимулированию инновационной деятельности
должны иметь комплексный, более системный
характер, говорится в заключении Комитета
по образованию и науке.
По мнению экспертов
комитета, значительного увеличения объемов
фондов финансирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ за счет
повышения предельного размера отчислений
на формирование таких фондов с 0,5 до 1,5
процента доходов налогоплательщика на
практике не произойдет. Сегодня в реестре
отраслевых и межотраслевых фондов
финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, ведение
которого осуществляется Федеральным
государственным учреждением "Российский
фонд технологического развития",
числятся только 6 фондов: 4 - при федеральных
министерствах и ведомствах и 2 - при
коммерческих организациях. За последние
годы отчисления во внебюджетные фонды
финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ практически
прекратились, что свидетельствует о том,
что эта льгота и отсутствие надлежащей
подзаконной нормативной правовой базы не
стимулируют отчисления налогоплательщиков
на развитие инновационной деятельности. А
внутренние затраты на исследования и
разработки в процентах к валовому
внутреннему продукту на протяжении 2003-2005
годов, по данным Росстата, имеют четкую
тенденцию к сокращению: в 2003 г. - 1,28 процента,
в 2004 г. - 1,17 процента, в 2005 г. - 1,07 процента. В
структуре внутренних затрат на
исследования и разработки на долю
внебюджетных фондов приходилось в 2004 году
2,5 процента, в 2005 году - уже 1,8 процента, а
доля средств предпринимательского сектора
за указанный период сократилась с 21,4
процента до 20,7 процента соответственно.