Фондовый рынок: IPO - первое публичное размещение ценных бумаг
Развитие экономики в двадцатом веке закономерно привело к тому, что подавляющее большинство крупных корпораций стали открытыми акционерными обществами. Число держателей акций в них исчисляется сотнями тысяч - это истинно общественная собственность на средства производства! Произошло это потому, что выход на рынок публичного размещения акций прежде всего ВЫГОДЕН предприятиям: он дает доступ к дешевому долгосрочному финансированию. Именно поэтому в развитых странах все вновь создаваемые предприятия МЕЧТАЮТ об IPO: первичном выходе на открытый рынок капитала - фактически о том, чтобы ОТДАТЬ часть собственности обществу в обмен на финансирование.
На современном этапе развития фондового рынка России тема первичных размещений (IPO) является одной из самых актуальных.
При этом хочется отметить, что проведение IPO - высокозатратное мероприятие, и всегда следует рассматривать альтернативные источники финансирования бизнеса для получения сопоставимых результатов - как по объемам привлечения, так и по PR-эффекту.
Жаль, что в этом опросе обошли стороной одно из серьезных, на мой взгляд, препятствий, стоящее на пути формирования рынка массовых IPO, - это вопрос о контроле над бизнесом после выпуска акций. Ведь в отличие, скажем, от привлечения финансовых ресурсов через эмиссию долговых ценных бумаг (векселя, облигации) при IPO доля собственника уменьшается. Следовательно, одним из непременных условий для успешного размещения акций, кроме указанных респондентами, является сбалансированная позиция собственника компании относительно возможности уменьшения контроля над бизнесом.
Однозначно сказать, предприятия каких отраслей будут более активно заниматься первичным размещением своих акций, достаточно сложно. Потребность в финансовых ресурсах существует сегодня практически во всех отраслях народного хозяйства, другое дело, что готовность компаний различных секторов экономики к такому серьезному шагу разная. Полагаю, что лучшими перспективами на сегодня обладают компании перерабатывающего сектора и пищевой промышленности.
ЭТАПЫ IPO:
Подготовка компании к публичному статусу (6-24 мес.):
- оптимизация оргструктуры;
- установление связей с банками;
- внедрение мотивации топ-менеджеров.
Формирование синдиката андеррайтеров (1 мес.):
- публикация аналитиками обзоров с оценкой размещения.
Формирование команды по размещению (1 мес.):
- инвестиционный банк;
-юридическая фирма от компании;
-юридическая фирма от банка;
-аудиторская фирма;
-PR-агентство.
Роад-шоу (1 мес.):
-встречи;
-сбор заявок от инвесторов.
Проведение Due Diligence (2-3 мес.):
- проверка активов и их состояния;
- проверка управленческого аппарата (биографии, мотивация);
- проверка документации, влияющей на оценку.
Размещение:
- Разработка и подача проспекта (1 мес.)
- инвестиционный меморандум;
- проспект эмиссии.
Анализ осуществленного IPO.
Большинство российских девелоперов пока даже не задумываются о капитализации своего бизнеса, о повышении его инвестиционной привлекательности и ликвидности. Зачем, если и без того все идет как по маслу? Как показывает практика, "по маслу" идет до поры до времени. Прошлогодний банковский кризис был первым звонком, когда после ужесточения банками кредитной политики многие девелоперы остались без основного источника финансирования. Потом фондовый рынок остыл к долговым обязательствам девелоперов. Сейчас "обрубают" прямой доступ к деньгам частных инвесторов.
И немногие девелоперы готовы в новых условиях к борьбе за капитал внутри страны и за рубежом, остальным придется уйти.
ВЫГОДЫ IPO
- приток денег в акционерный капитал,
- обретение капитализации,
рост ликвидности,
- дополнительная защита бизнеса,
- повышение эффективности бизнеса,
- улучшение имиджа среди инвесторов,
- доступ к дешевым деньгам.
ОГРАНИЧЕНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ IPO
- раскрытие конфиденциальной информации,
- ориентация на мнение инвестиционного сообщества,
- отказ от "серых" схем.
Жертв можно избежать, сделав свою компанию публичной. Как вариант, через первичное размещение своих акций (IPO - Initial Public Offering). В результате владельцы компании привлекают средства в акционерный капитал, обретают объективную рыночную оценку бизнеса (капитализацию), увеличивают ликвидность своей собственности, повышают прозрачность и эффективность бизнеса, улучшают имидж компании среди инвесторов, что упрощает доступ к дешевым деньгам. С другой стороны, публичный статус накладывает несколько ограничений: компании придется раскрыть информацию, которая раньше считалась конфиденциальной, в своих решениях необходимо будет считаться с мнением других акционеров и инвестиционного сообщества, придется отказаться от "серых" схем работы. Не многие готовы ради преимуществ IPO пойти на такие ограничения.
Поэтому в России первичное размещение делают амбициозные и быстрорастущие компании в перспективных отраслях, для которых важна динамика развития. Началось все в 1998 году с сектора мобильной связи, когда первичное размещение сделал "Вымпелком". Позже IPO провел МТС. Потом очередь дошла до пищевой промышленности и ее лидера "Вимм-Билль-Данна". Следом пошли медиа-компания "Росбизнесконсалтинг", сеть аптек "36,6" и сеть супермаркетов "Седьмой континент", затем авиастроительная компания "Иркут". В конце 2004 года IPO провела девелоперская компания "Открытые инвестиции", что показательно для строительной отрасли и лишний раз подчеркивает динамичность этого сектора экономики.
Примечание:
Использованная терминология:
акции, публичное размещение, долгосрочное финансирование, IPO, первичный выход, открытый рынок капитала, финансирование, фондовый рынок России, вексель, облигации, размещение акций, инвестиционный банк, Due Diligence, активы, инвестиционный меморандум, проспект эмиссии, девелопер, капитализация бизнеса, кредитной политики, акционерный капитал, деньги, защита бизнеса, раскрытие информации