стартовый капитал, венчурный капитал, финансовые средства, свой бизнес, фанд-райзинг, бизнес план, собственное дело, начало бизнеса, программа кредитования, идея бизнеса, бизнес идея
Как привлечь деньги для создания нового бизнеса? Сколько стоит бизнес идея и стоит ли она хоть что-либо? Что нужно инвестору?
Чтобы упрочить свое финансовое положение, человеку нужно иметь собственное дело. Но важно понимать, что бизнес связан с колонкой активов, а не с колонкой доходов. Богатые люди сосредоточены на активах, в то время как все остальные интересуются только доходами.
"Стартовый капитал"! Произнесите это вслух (именно так, с восклицательным знаком) - и в голову сразу придут спортивные ассоциации - спринтер на низком старте или гонщик, надевающий шлем, чтобы с визгом шин рвануть к заветному первому месту... В общем, настоящая Олимпиада (в которой, правда, главное не победа, главное - участие, но кто помнит об этом на старте). "Стартовый капитал" - прилив энтузиазма, надежды и оптимизма. Как в рекламе "Мегафона" - "Будущее зависит от тебя" (удивительно, какую слабость к этой пафосной и несколько слащавой рекламе питают менеджеры многих российских компаний, мечтая о такой же для своих консервативных компаний).
"Стартовый капитал" получают из рук эдакого опытного гуру бизнеса, который отечески похлопывает начинающего предпринимателя по плечу: дерзай, сынок, я буду болеть за тебя. Лети, орленок молодой! Главное - не камнем вниз.
"Начальный капитал" - звучит сдержаннее. В этих словах слышится не рывок с места к триумфальной финишной прямой, а начало рутинной работы. Да и денег сразу представляется не так много. Никто не закачивает нефтедоллары в топливный бак нового бизнеса, а просто предоставляет немного денег на взаимовыгодных условиях. "Начальный..." - замечаете, как падает энтузиазм? О начальном капитале и поговорим. Такие вот мы в "Бизнес-журнале" прожженные реалисты и слащавыми историями успеха "с нуля в стратосферу" никого удивить не хотим. Не нравится нам капиталистическое слово "старт", а нравится прозаическое слово "начало".
Идеи и шаблоны
Я уже понял, что буду изучать деньги всю свою жизнь, просто потому, что чем больше я узнаю, тем больше мне нужно знать. А большинство никогда этим не занимаются. Они ходят на работу, получают зарплату, платят по счетам - и на этом всё. И еще удивляются, почему у них проблемы с деньгами. А потом они воображают, что проблемы исчезнут, когда денег у них будет больше.
Начальный капитал - это не только деньги. Начальным капиталом - и с гораздо большим успехом, чем десяток тысяч "зеленых", - могут стать удачное знакомство, личные связи или знания. Капитал, в конце концов, это не денежные знаки, а любая форма собственности, которую можно использовать в коммерческих целях. Правильная информация может быть начальным капиталом с не меньшим успехом. "В нужном месте в нужное время", - лучшее "подъемное средство". Но это в теории. На практике чаще всего мы ищем живые деньги.
Исходный тезис любого финансиста - деньги, которые есть сегодня, дороже денег, которые будут завтра. Иными словами, 10 долларов сейчас это лучше, чем 15 завтра. И когда финансист рассматривает проект, то всегда сравнивает рискованные возможности получения прибыли (а финансирование начинающих - большой риск, ибо по статистике из каждого десятка новых фирм через год выживают три-четыре) с более простыми способами если и не преумножения, то, по крайней мере, сохранения своих денег. Однако с другой стороны, любая финансовая организация и частный инвестор прекрасно понимают, что "если вы не ищете перемен, то перемены найдут вас". И они готовы меняться, то есть искать новые возможности для вложения финансовых средств.
Ситуация с вопросом о начальном капитале на самом деле несколько парадоксальна. Излишки денег на рынке есть, и, соответственно, есть готовность вложить их в интересные новые бизнесы и новые проекты. Однако финансовый мир пока не спешит вкладываться в начинающие фирмы и начинающих предпринимателей. И это связано не только с жадностью "денежных мешков" - тех личностей и структур, которые сосредоточили в своих руках финансы. Скорее всего, проблема в непонимании между двумя сторонами. Многие из тех, кто хотел бы открыть свой бизнес, представляют себе принципы фанд-райзинга несколько иначе, чем обстоит дело в реальности.
Главный миф, сложившийся вокруг темы начального капитала, - "деньги вкладывают в идеи". На самом деле, денег стоит не идея, а всего лишь возможность преумножить имеющиеся в наличии денежные средства. Финансирование новой идеи, согласитесь, - наиболее рискованный способ. Поэтому, обратившись в банк, государственный фонд или к инвестору с предложением инвестировать в идею нового бизнеса, скорее всего, начинающий предприниматель будет разочарован отказом. И таким же, надо думать, будет ответ частного инвестора.
Лично я знаю состоятельного человека, который охотно финансировал издание аналитической финансовой газеты для самого себя с ежемесячным бюджетом в 10 тысяч долларов (включая оплату подписки редактора-аналитика на все мыслимые платные финансовые сайты, оплату внушительного интернет-трафика), но категорически отказался финансировать проект первого в нашей стране журнала fashion photography. В газете для самого себя ему был ясен смысл, хотя прямой денежной отдачи от нее не ждали. (Писал ее очень умный парень, ранее работавший в Boston Constuling Group в США.) Не то, чтобы единственный читатель газеты был активным игроком на фондовых рынках (кажется, он занимался поставкой рыбы и крабов с Дальнего Востока в Москву)... Просто он считал, что должен иметь четкое представление о том, что происходит, и со временем хотел сформировать свой собственный инвестиционный портфель). А вот журнал уже представлялся проектом деловым, хотя никаких прочных гарантий возврата и преумножения средств не обещал. "В качестве имиджевой игрушки не интересно, а деньги я лучше буду держать в банке. Слишком капризный бизнес - стремно", - таков был краткий и точный ответ.
Финансовые вложения требуют понятной финансовой же отдачи.
Стоит денег не идея, а возможность конвертировать эту идею в деньги (cash flow). Именно поэтому инвесторам или кредиторам нужны готовые схемы, а не перспективные коммерческие начинания. И возможность получения начальных денег драматически возрастает, если человек хочет открыть не просто "свой бизнес", а бизнес по готовому шаблону. Под проект, вроде цифровой фотолаборатории (Kodak), салона цифровой печати (Xerox) или экспресс-кофейни (Saeco), инвесторы или кредиторы найдутся с гораздо большей вероятностью. Проще говоря, если прийти и сказать, что нужны средства на "открытие фотолаборатории", то результатом будет, наверняка, отказ в программном кредитовании или инвестициях. А если запрашивать финансирование на открытие фотолаборатории Kodak, то средства, скорее всего, найдутся. Вопрос денег - вторичен, поскольку первое, что вы должны определить, - это бизнес-модель, из которой вытекают все первоначальные затраты.
У производителей, как правило, есть свои точные расчеты не только необходимого начального капитала, но и опробованный на десятках аналогичных предпринимателей план окупаемости. Кроме того, производители оборудования часто помогают предпринимателям в получении кредитов по специальным программам поддержки малого бизнеса. Потому что им выгодно продать свое оборудование - и ради этого можно посодействовать незнакомцу, который хочет открыть свое дело. Ведь в данном случае начальный капитал уходит на приобретение оборудования и работает по понятной схеме. К тому же, совместив кредит с лизингом, обе стороны - кредитор и начинающий предприниматель - уменьшают обоюдные риски в несколько раз. Вы готовы рискнуть - а тот, кто дает деньги, не готов. Потому что начинающий коммерсант, несмотря на то, что ввязывается в обязательства возвратить начальные средства, рискует все же чужими деньгами. А другая сторона - своими собственными. Отсюда и разница взглядов. Известный американский инвестор Уоррен Баффет, один из богатейших людей США, рекомендует инвестировать только в простые бизнесы с понятной и проверенной схемой работы. Например, фаст-фуд или уборку мусора. И большинство финансовых решений интуитивно принимаются в пользу простого и проверенного, а не инновационного или нового.
Системный подход.
Если вы собираетесь построить небоскреб, первое, что необходимо, - выкопать глубокую яму и залить ее прочным фундаментом. Если строите дом в пригороде, то будет достаточно 15 сантиметров бетона. Большинство людей, стремящихся разбогатеть, пытаются построить "Эмпайр стейт билдинг" на пятнадцатисантиметровом фундаменте.
При том, что на рынке есть деньги, очевидно: если возникают проблемы с финансированием нового бизнеса, на это должны быть достаточно веские причины. Например, отсутствие каких-либо активов (хотя бы патентов или помещения), кроме бумажного бизнес-плана. С точки зрения привлекательности для внешнего финансирования - и тем более, первоначального - новый бизнес нуждается в системной поддержке.
Источник: business-magazine.ru
Примечание: Использованная терминология: Стартовый капитал, начальный капитал, венчурный капитал, финансовые средства, свой бизнес, фанд-райзинг, собственное дело, финансовые вложения, программа кредитования, начинающий коммерсант, внешнее финансирование
|
|