каталожная торговля, дистанционная торговля, экспресс доставка, экспресс почта, курьерская служба, биоактивные добавки, товары для здоровья, пищевые добавки, подарки, канцелярские товары, почтовая система, адресные базы данных
Рынок дистанционной торговли в России огромен и перспективы его колоссальны. Его рост обусловлен, прежде всего, ростом российской экономики и постепенным формированием в России класса потребителей, готовых к дистанционным покупкам. В 2004 году рост рынка дистанционной торговли по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), составил 15%, хотя ранее прибавлял по 70-80%. Причина замедленного роста явилось введение нового Таможенного кодекса, который изменил условия предварительных договоренностей с иностранными поставщиками товаров. Однако на фоне кризиса европейского рынка это все равно фантастический показатель. Поэтому западные компании все сильнее интересуются российским рынком.
По данным НАДТ, в 2002 году российский рынок торговли по каталогам составил $350 млн, в 2003 - $650 млн. В 2004 году он достиг $750 млн.
Доля товаров народного потребления (одежда, обувь, галантерея, посуда и т. д.), ранее занимавшая до 70% рынка, сейчас сократилась до 15,5%. Новый лидер - книги. По данным НАДТ доли участия наиболее значимых групп товаров в общем обороте распределяются следующим образом:
- книги - 38%,
- косметика - 15%,
- биоактивные добавки - 11%,
- периодическая печать - 7,5%,
- семена - 7%,
- другое (секс-индустрия, запчасти и т. д.) - 6%.
Ниже представлен перечень традиционных категорий товаров, участвующих в дистанционной торговле. Это товары категорий B2B и B2C, причем первая категория порой оказывается наиболее доходной, хотя ассортимент, представленный в ней более ограниченный:
B2C -
- мода/ текстильные товары,
- драгоценности,
- предметы для спорта и отдыха,
- технические товары,
- книги и прочие носители информации,
- эротика,
- вино, чай, деликатесы,
- товары для здоровья, косметика, пищевые добавки,
- подарки и новинки
B2B -
- канцелярские товары,
- складское, производственное оборудование,
- отраслевые издания,
- рекламные подарки, подарочный сервис,
- спецодежда.
Наиболее важными моментами для развития каталожной торговли в России, по мнению доктора Ян Тиме, автора мирового бестселлера "Управление каталожными продажами", являются:
- эффективное функционирование почтовой системы. Нужно иметь возможность пересылать и рекламу, каталоги, товары, причем на значительные расстояния,
- отлаженная система платежей. В России принята карточная (кредитная) система или оплата курьеру, но этого явно недостаточно,
- адресные базы данных. Уже формируется рынок по продаже готовых информационных баз. Следует помнить, что вопрос выбора правильно выверенной потребительской ниши является основным при организации этого бизнеса,
- возможность подключить необходимые ресурсы для того, чтобы завоевать достаточный объем на рынке. Территорию страны можно использовать как значительное преимущество,
- заинтересованность иностранных компаний в развитии каталожного бизнеса в России. Зарубежные компании вынуждены делиться своим опытом и уже проверенными разработками, что значительно облегчает российским компаниям период организации и становления.
Российские компании имеют возможность продвигать собственные товары или закупать их у местных производителей. Например, у PPE Group, объединяющей шесть фирм, занимающихся посылочной торговлей ("Покупки на дом", "Промопост" и т. д.), сейчас половина товаров - российские, хотя еще три года назад их доля в общем ассортименте не превышала 5%.
Переход на российские товары должен помочь развитию рынка торговли по каталогам. В США и в Европе покупки по почте совершает 85% населения, этот сектор обеспечивает четверть всего розничного товарооборота. У нас - менее 1%.
"Есть много причин, по которым торговля по каталогам в России недостаточно развита, - считает эксперт ИК "Финам" Владислав Кочетков.- Например, неразвитость платежных систем: на Западе за покупку чаще всего платят по кредитной карте, у нас же более развит наложенный платеж, который замедляет получение средств продавцом". Менеджер магазина GamePost, продающего компьютерные игры и игровые устройства, Андрей Назаров добавляет еще одну причину: "Цена в нашем каталоге выше, чем розничная, за счет доставки".
Основные перспективы каталожной торговли в России связаны с регионами. Локомотивом роста рынка каталожной торговли являются регионы. В России много труднодоступных районов, где слабо развито транспортное сообщение, а следовательно, и розничная торговля. На Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Сибири цены на товары массового потребления подчас вдвое выше, чем в среднем по стране, а ассортимент значительно хуже.
Основными покупателями действительно являются жители периферии: крупные города России обеспечивают население всем необходимым. По оценке НАДТ, в прошлом году 41,7% заказов пришлось на жителей сельской местности. Меньше всего заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург - 4%. "У москвичей или жителей других крупных городов есть выбор, - считает Михаил Яценко. - Для них почтовая торговля не так актуальна. Кроме того, почта доставляет товары очень долго, быстрее просто сходить в магазин. А для жителей отдаленных регионов просто нет другой альтернативы".
Дальнейшее развитие рынка эксперты связывают с приходом западных игроков, которые пока напрямую в России не представлены. По всем странам мира каталожные компании несут убытки из-за ужесточения конкуренции. Например, в прошлом году оборот KarstadtQuelle в сфере каталожной торговли обвалился на 11,3%. Теперь компания пытается решить эту проблему за счет экспансии в страны Восточной Европы: в прошлом году в России открылось представительство немецкой компании Mail Order Service, работающее в Москве, Питере, Архангельске и Екатеринбурге. "Мы очень довольны работой на российском рынке,- радуется гендиректор Mail Order Service Йорг Вилькенинг.- В прошлом году, где-то в апреле-мае, мы сделали каталог на русском языке, где цены указаны в рублях. А в этом году впервые выпустили каталог на 350 страниц и продолжаем развиваться".
Эксперты прогнозируют приход и других крупных игроков: Otto, Trois Suisses и др. "Они принесут большие деньги и опыт работы. При этом есть вероятность, что они будут работать совместно с нашими компаниями, что им будет выгодно",- считает Владислав Кочетков. По его мнению, Россия привлекательна для иностранцев прежде всего 140 млн населения, растущей покупательной способностью и ненасыщенным рынком. Начало работы в нашей стране может рассматриваться даже не как способ увеличения продаж, а как стратегический шаг по закреплению на перспективном рынке, добавляет эксперт.
Здесь можно оформить заказ на мужские костюмы оптом".
По материалам публикаций сайтов www.salespro.ru и www.b-online.ru
Примечание: Использованная терминология:
товары для здоровья, пищевые добавки, подарки, канцелярские товары, почтовая система, адресные базы данных, каталожная торговля, дистанционная торговля, экспресс доставка, экспресс почта, курьерская служба, биоактивные добавки
|
|