В условиях кризиса местные
органы власти для поддержки малого бизнеса
выделяли субсидии по возмещению расходов,
например, по проведению общественных работ
в рамках мер по поддержанию занятости
населения. Также были разработаны
программы по возмещению процентной ставки
по кредитам, части затрат по аренде
выставочных площадей, возмещению затрат на
зарплату, транспортные услуги и другие.
Получившим такую помощь организациям нужно учитывать, что эти
средства, полученные в
рамках оказания помощи малому бизнесу, не
попадают под определение целевого
финансирования, данного в Налоговом
кодексе, и их необходимо включать в
налоговую базу при расчете налога и
квалифицировать такие поступления нужно
как внереализационные доходы. Получалась
такая своеобразная помощь со стороны
государства малому предпринимательству. Но
было обещано, что это
законодательное упущение будет
откорректировано.
В результате, принят закон от
05.04.10 №41-ФЗ о внесении изменений во вторую
часть Налогового кодекса. В частности, п.19
ст.1 этого закона вносит дополнение в статью
346.17 Налогового кодекса. В п.1 ст. 346.17, где
установлен порядок признания доходов,
внесены новые абзацы. В результате,
законодателем предусмотрен особый порядок
включения этих сумм в доходы только при
освоении, причем строго в соответствии с
целевым назначением выделенных из бюджета
средств. Освоенная сумма должна быть
отражена как в составе доходов, так и в
составе расходов. Таким образом, при
выполнении программы налоговая база по
этим суммам будет равна нулю. Срок на
выполнение по программе выделенных
субсидий равен трем годам, и по истечении
срока остаток подпадает под
налогообложение.
Причем, законодатель установил
одинаковый порядок учета этой помощи от
государства вне зависимости от объекта
налогообложения – доходы или доходы минус
расходы. Это означает, что бухгалтерская организация,
ведущая учет учет у предприятия с
объектом доходы, получившего субсидию,
должна будет отражать эти
суммы в книге доходов и расходов и в графе
доходы, и в графе расходы, чего раньше для
этой категории налогоплательщиков
Налоговым кодексом предусмотрено не было.
Так как это изменение
распространяется и на 2009 год,
налогоплательщики, получившие бюджетные
средства и включившие полученные субсидии
в налоговую базу при расчете налога, теперь
могут пересчитать свои налоговые
обязательства и подать уточненную
декларацию за 2009 год.
Примечание: Автор: Николай Приходько