Энергия и топливо - из шин, пластика ипрочих отходов
8 августа 2006 года получено первое пробное ведро пиролизной жидкости из отработанных автопокрышек! И не где-то ТАМ, в
цивилизованной и "зелёной" Европе, а у нас, здесь, в России, в Питере! И хотя обошлось это резко пахнущее креозотом
ведёрушко изобретателю и его спонсорам что-то около 500.000 рублей, это ничего не значит: главное - РАБОТАЕТ!!! И самое главное - будет работать. Работать на благо горожан, возможно - на благо муниципалитетов и даже отдельных домохозяев. На всеобщее благо. Ибо проблема твёрдых бытовых отходов (ТБО) - одна из главных проблем нашей машинной цивилизации, такая проблема, которая не может сама собой как-то развеяться в воздухе по велицей милости Господней, а будет с течением времени только нарастать. И в огромной степени это проблема - резиновых отходов, тех самых отслуживших свой век покрышек, которые уродуют обочины наших дорог (что явственно всем видно) и ставят тяжелейший в разрешении вопрос их индустриальной утилизации (о чём знают профессионалы). Но самое главное в разработке Суслова - это то, что его печь не просто способна очистить наши обочины, а иногда - и дворы от старого резинового хлама, но и стать мощным резервом ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ. А ведь ни
для кого из нас не секрет, что даже наша, такая мощная в энергетическом плане держава в самое ближайшее время может столкнуться с проблемой энергетической недостаточности... Истинно говорю вам: пиролизная печь - это настоящая "чудесная курица, несущая золотые яйца"!
Конструктор-разработчик оригинальной печи - Михаил Борисович Суслов - согласился сразу же после окончания испытаний дать эксклюзивное интервью "Новому Петербургу". Его я представлю чуть позже, а сначала - о самой установке.
Пиролизная печь конструкции Суслова - это установка по утилизации и переработке отслуживших резинотехнических изделий,
способная не только обеспечивать полный цикл утилизации энергетически (она питает горение вырабатывающимся в процессе
утилизации пиролизным газом), но и дополнительно давать жидкое и твёрдое топливо, а также металлолом, пригодный к
дальнейшей переработке.
К настоящему времени изготовлен и апробирован в рабочем режиме первый реактор, который позволил подтвердить расчётные параметры и конструктивную схему изобретения, - такие как температурные границы реакции пиролиза и реальную возможность получения жидкого топлива и дальнейшей возгонки его до солярки. Практика показала, что из тонны покрышек получается в районе 350-380 литров пиролизной жидкости, которую можно использовать как печное топливо, а вообще пиролизная жидкость состоит из ароматических углеводородов, являющихся ценнейшим промышленным сырьём. Сегодня идёт дальнейшая доработка оборудования, в том числе - приведение его к стандартам экологических норм стран ЕЭС. Для этого начато изготовление второго опытного реактора.
Рассматривается возможность переработки не только отслуживших свой век автопокрышек, но и других твёрдых отходов, в том
числе - бытовых, а также торфа.
На данном этапе конструкторски разработаны две установки-прототипа - от 10 и от 20 тонн переработки в сутки.
Теперь давайте выслушаем самого конструктора-разработчика.
- Михаил Борисович, как вообще родилась у Вас идея создания подобной установки?
- Наверное, меня подвигла к этому информация о том, что такие разработки были в более ранние времена, но почему-то это заглохло... К тому же я занимался работами по смежной тематике - пиролизной переработкой древесины. Вот и захотелось проверить, попробовать: вдруг что и получится...
- А почему именно резина?
- Потому что очень много отходов резины, на каждом шагу свалки, на виду... Да и, подумалось, собрать такое сырьё гораздо
проще - бизнесмены ведь вынуждены оплачивать утилизацию подобных отходов, а так они смогут получить и какую-то выгоду от
них, хотя бы просто не платить денег за их захоронение, или платить гораздо меньше - вопрос только в объёмах. А это значит,
что сразу появляется большая группа людей, заинтересованных в подобном бизнесе. - "Первое ведро" обошлось Вам в полмиллиона, а на самом деле сколько будет стоить пиролизная жидкость при условии промышленных масштабов переработки
отходов? Какова будет её себестоимость?
- При нормальном КПД, не каком-то фантастическом, а вполне реальном, обычном, при небольшой производительности
промышленной установки (переработке около 10 тонн покрышек в сутки), - себестоимость литра пиролизной жидкости составит где-то около 2,5 рубля. С увеличением объёма - ещё меньше.
- А Вы не планировали подобные печи для работы с меньшим количеством отходов? Не всякий муниципалитет, и уж точно не
всякое домохозяйство наберёт 10 тонн отходов в сутки. А ведь именно они могли бы стать главными, и что самое интересное -
массовыми потребителями Вашей технологии. На территории любого муниципального образования - свалки. Микроустановки,
работающие на пиролизе, могли бы стать серьёзным подспорьем в их частичной ликвидации...
- В принципе нет, я не думал об этом, я рассчитывал для больших объёмов... Хотя... Задуматься, наверное, стоит. В этом точно что-то есть. Тем более что сам принцип модульности, реализуемый в установке, позволяет. Нужно только понимать, что
стоить такая микроустановка будет дороже, нежели промышленная, - нужны же совсем другие материалы. Шамотный кирпич не
подойдёт... Нужны лёгкие, современные материалы. И наполнитель надо менять. Хотя, впрочем, принцип работы установки позволяет это. В неё же можно загружать не только чистые резиноотходы, можно шихту: любые твёрдые бытовые отходы - пластмассу, полиэтилен, бумагу, древесину, весь твёрдый мусор. При доработке, в принципе установка способна работать с шихтой. Но надо добавлять предварительную просушку. Что тоже удорожает микроустановку. Хотя... Хотя надо бы посмотреть, какой объём переработки ТБО придётся на муниципальное образование. 10 тонн одной бэушной резины в сутки им, конечно, не потянуть, а вот всех ТБО, быть может, - вполне.
- Вы не пытались контактировать с мусоросжигающими заводами? Ведь проблема твёрдого мусора
- общегородская. Совсем недавно она обсуждалась при участии губернатора области - было специальное заседание. И, как мне кажется, - то, что предлагалось, недалеко ушло от полигона... Ведь какая разница - будем ли мы иметь классическую,
отравляющую всё вокруг на многие годы свалку, или будем выбрасывать тот же мусор на тот же полигон, только в брикетированном виде?!.
- Обращаться я пока не обращался - ведь проект ещё только на стадии разработки, "дитя" ещё. А чтобы обращаться с такими предложениями - нужно иметь все конкретные цифры в руках. Хотя подумываю... Но сейчас всё пока на первичном уровне. Пробный пуск был неделю назад, 8 августа.
- А кому всё же спасибо сказать, что удалось произвести первое испытание установки?
- Ну, в первую голову, конечно же, Дмитрию Разгуляеву и вообще всей фирме "Ниеншанц", без поддержки которой не состоялось
бы этого первого пуска, потом - Григорию Михайловичу Штейману и ЗАО "Ленбуммонтаж", Константину Розену из Brasco Тrading
House. Всем - огромное спасибо!
- Ну а я, в свою очередь, скажу спасибо Вам, Михаил Борисович, и на прощание пожелаю успехов, и обязательно - реализации
такого очень нужного нам всем начинания!
Беседовал и подготовил к печати
Юрий ЧУКАНОВ
P.S. Связаться с М.Б. Сусловым можно по электронной почте suslovm@mail.ru
Газета "НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ", №31(795), 17.08.2006 г.
На сегодняшнем этапе проведена экспертиза топлива жидкого полученного на этой установке, беспроблемное использование как топлива печного, возможность смешивая с мазутом М100 получать качественный М40, анализ топлива и газа показал что вредные вещества отсутствуют.