Причины, по которым собственники бизнеса принимают решение о продаже своего предприятия, различаются основательно. И если желание продать малый бизнес зачастую связано с обыкновенной усталостью его владельца, то объекты среднего и крупного бизнеса выставляют на продажу, преследуя более глобальные цели.
Вся сила в стратегии
При продаже крупной компании, личные обстоятельства владельца не играют никакой роли, поскольку такие предприятия управляются наемным менеджментом. Причиной продажи здесь является изменение стратегии. Для многопрофильной компании причиной продажи одного из своих подразделений может послужить высокий уровень конкуренция, что делает практически невозможным удержание лидирующих позиций по нескольким направлениям сразу. Что в перспективе сулит потерей лидерства по всем направлениям одновременно, в виду распыления финансовых ресурсов и «размытием» бренда.
Дай дорогу!
Небольшие компании, разного рода закусочные, рестораны, пивные, магазины, типографии, салоны красоты и прочее, зачастую, продаются исходя из личных мотивов владельцев предприятия. Это может быть как ухудшение состояния здоровья владельца, проблемы в его личной жизни, разногласия между учредителями относительно дальнейшего развития бизнеса.
Но наиболее распространенной причиной покупки продажи бизнеса является неправильное бизнес-планирование, то есть непрофессионализм учредителей компании и элементарная неготовность заниматься бизнесом. Как показывает статистика, половина из открытых мелких предприятий прекращает свою деятельность на протяжении первого года работы, а каждое четвертое из них не переживет следующие три года. Таким образом, новый владелец должен будет в первую очередь выявить и устранить ошибки, не учтенные предыдущим владельцем. В конечном итоге, предприятие переходит из рук того, кто не в состоянии его развивать, к тому, кто не только имеет необходимые знания, а еще и желание заниматься этой деятельностью.
Что говорит о том, что нужно немедленно продать бизнес
Существует определенный ряд причин, которые сообщают владельцу о необходимости продажи бизнеса.
Экономические причины. Постоянная нехватка оборотных средств и мизерная, несоразмерная с затраченными усилиями, отдача от бизнеса.
Организационные причины. То есть, неспособность подобрать профессиональную и ответственную команду, а также построить эффективную систему управления персоналом.
Производственные причины. Неумение наладить сбыт и эффективное продвижение товара.
Причины психологического характера. Банальная усталость от ведения данного бизнеса и заинтересованность владельца в более интересном деле. Даже самый прибыльный домашний бизнес может надоесть за 10-15 лет его ведения.
Но все это можно свести под один знаменатель, хроническая убыточность является основным показателем нездорового состояния компании.
Кому продать так, чтобы не прогадать
В принципе, главное не то, сколько бизнес стоит, а то, сколько за него готовы заплатить. Поэтому ищите того покупателя, который наиболее заинтересован в приобретении именно вашего бизнеса, и тогда успешный итог сделки вам обеспечен. Средние и крупные компании готовы купить бизнес исходя только из соображений стратегического развития, от того они и готовы предложить максимальную цену в сделках покупки готового бизнеса. И только после анализа вашего предприятия на соответствие своим стратегическим планам покупателя заинтересует состояние активов, прибыль, налоговая отчетность и различные риски.
Как продавец, вы просто обязаны, прежде всего, правильно оценить свой бизнес, знать его сильные и слабые стороны. Это значительно облегчит вам процесс ведения переговоров и подготовит к любым выпадам оппонента в процессе неминуемого торга. Подача дозированной информации при ведении переговоров и соблюдение конфиденциальности, позволит сохранить спокойствие среди рабочего персонала и предотвратит возможное увольнение ценных кадров, что в значительной степени может сказаться на стоимости предприятия. И еще одно, никто не будет спорить, что молодой жеребец ценится больше старой клячи, таки и перспективный бизнес в развивающейся нише будет стоить дороже, чем бизнес, доживающий свои последние дни.